Пещерные святилища представляют собой особенность минойского Крита: точно установлено существование во всяком случае пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Очевидно, встречи со священным искали именно в труднодоступных, тёмных и страшных местах. Это отдалённо напоминает пещеры эпохи раннего палеолита со стенами, покрытыми наскальными рисунками, где охотники создавали для себя некий потусторонний, нереальный мир.
View of Mount Ida north of the Palace of Phaistos where the Kamares cave sanctuary was located |
Доступны и подлежат датировке дары, оставленные в пещерах силам тьмы. Эти дары относятся преимущественно к дворцовому периоду. Так, пещера Камарес, расположенная на южном склоне Иды над Фестом и видимая издалека, дала имя отдельному типу среднеминойской керамики, которая богато представлена здесь. В этой пещере помещали исключительно глиняные сосуды; сохранились ещё различимые остатки зерна, находили и кости животных. Всё, что использовалось в пищу, приносили сюда летом, словно возвращая назад — возможно, это происходило в рамках праздника урожая, вероятно также, что с большими временными промежутками, вход в пещеру до начала лета недоступен из-за снега.
Более впечатляющие посвятительные дары были найдены в таких пещерах как Аркалохори и Психро: двойные топоры, иногда золотые, сотни очень длинных и тонких мечей, кинжалов и ножей, бронзовые фигуры животных и людей, разнообразные глиняные фигуры. В пещере Психро, которую по ошибке окрестили «Диктейской», топоры и мечи подвешивались между великолепными сталактитами нижнего помещения, а также вбивались в щели скал, более мелкие приношения опускались в подземный водоём. В верхнем помещении были найдены мощные напластования со слоями пепла и костей животных, а также многочисленные остатки вотивных табличек, особенно вблизи возвышения, напоминающего алтарь. Здесь справляли праздники жертвоприношений — забивали и жарили коров, овец, свиней и диких коз. Почитатели приходили отовсюду — в Психро есть следы фестской керамики.
В «Одиссее» упоминается «пещера Илифии» близ Амниса, недалеко от Кносса. В этой пещере не было найдено никаких металлических изделий, только керамика: от неолитической до относящейся к римской эпохе. Сколько-нибудь богатые дары начинают появляться лишь в последний минойский период (ПМIII). Обращают на себя внимание необычные скальные образования, почти у самого входа находится возвышение, похожее на живот с пупком, в глубине — сидящая фигура, а главное, напоминающий женскую фигуру сталагмит в самом центре пещеры, у которого в какой-то момент была отбита верхушка, «голова». Фигура окружена невысокой стеной, перед ней водружён камень наподобие алтаря. Видно, что человеческие руки бесчисленное множество раз прикасались к сталагмиту, тёрли, полировали его. В самой глубине пещеры выемки в скале заполнены водой, насыщенной минеральными солями, которую отсюда, очевидно, черпали. Так люди, вступая в контакт с таинственным, искали здесь помощи. Илифия — греческая богиня родов. На одной из кносских таблиц значится: «Амнис, для Элевфии, амфора мёда». Впрочем, засвидетельствованное таким образом ещё для бронзового века имя как раз в этой форме предстает как явно греческое, что соответствует расцвету культа в этой Амнисской пещере лишь в поздний период — то, что ему предшествовало, теряется во мраке.
Заметные различия между находками, например, в Камарес и в Психро, в
Амнисе и в Скотино, указывают на то, что уже в минойское время не
существовало какого-то общего пещерного божества, но были разные боги и
богини, каждый со своими особыми функциями. И несмотря на перерывы и
новации, пример Элевфии-Илифии говорит в пользу хотя бы частичной
преемственности, существующей между минойским и греческим.
Буркерт
Вальтер. Греческая религия: Архаика и классика / Пер. с нем. М.
Витковской и В. Витковского. — СПб.: Алетейя, 2004. — С. 46-49.
Я не представляю себе, как можно свиней, а тем более - коров, затащить в горную пещеру для совершения жертвоприношения. Не проще ли принести туда кусок жареного мяса?
Комментариев нет:
Отправить комментарий