Найджел Пенник говорит, что "этрусские священнослужители и прорицатели были профессионалами: в течение многих лет их наподобие вавилонских учёных обучали в специальных школах".
По-моему, имеется гораздо более близкая параллель к жрецам этрусков, чем жители далёкой Месопотамии. Это кельтские друиды. Цезарь отмечал, что на прохождение курса обучения у друидов могло уйти до двадцати лет. Друиды были религиозными лидерами, а также представителями власти, судьями, хранителями знаний, врачами и политическими советниками.
Между прочим, имелись друидессы женского пола. Согласно "Истории Августа" , Александр Север получил пророчество о своей смерти от галльской друидессы. Также цитируется Флавий Вописк , вспоминающий пророчество, полученное Диоклетианом от друидессы Тунгри. Согласно классическим авторам, галлизены (или галлисены) были девственными жрицами острова Иль-де-Сен у побережья западной Бретани. Согласно Помпонию Мела, галлизены могли "лечить болезни, которые, среди прочего, неизлечимы, знать, что должно произойти, и предсказывать это". Также в ирландской мифологии есть несколько женщин-друидов, часто разделяющих схожие выдающиеся культурные и религиозные роли со своими коллегами-мужчинами. У ирландцев есть несколько слов для женщин-друидов, например, bandruí («женщина-друид»). Тацит во второй половине первого века сообщал, что кельты не проводили различий между мужчинами и женщинами-правителями. В 60 г. н. э. в Британии, во время восстания под предводительством Боудикки, на её сторону без колебаний перешли многие населявшие провинцию племена.
![]() |
Друидесса , французский художник Александр Кабанель (1823–1890) |
Возможно, институт друидов был позаимствован кельтами у доиндоевропейского населения северо-запада Европы.
"По-видимому, у этрусков любое знание наделялось сакральным смыслом («мирского» образования у них, в отличие от греков, почти не было или не было вовсе). И в равной степени этот самый сакральный мир подвергался через тщательный ритуал гадания дотошной проверке и осмыслению, причём до такой степени, что не только мы, по и римляне, жившие с этрусками бок о бок на протяжении нескольких столетий, назвали его суеверным. Тонкую и развитую технику гадания этрусков многие римляне (в частности, Цицерон и Катон) отвергали потому, что предпочитали получать от богов простой ответ типа «да-нет», а не подробные предписания и анализ, которые «добывались» этрусскими методами".
Эх, как жаль, что двенадцатитомная история этого народа, созданная в первом веке нашей эры императором Клавдием, утеряна! Клавдий родился с рядом физических недугов, заикался. Считая его слабым и убогим, родственники держали Клавдия подальше от глаз общественности и делали всё возможное, чтобы помешать ему занять трон. Клавдий погрузился в чтение книг и сам писал книги по истории. Его обширные знания истории и государственного управления сделали его отличным лидером, когда, наконец, пришло время.
"Правитель города одновременно являлся и главным священнослужителем, лукумоном (lucumo). Его диадему, скипетр, пурпурное одеяние, его lituus (загнутый авгурский посох), или жезл, трон из слоновой кости заимствовали сначала римские власти, потом императоры и, наконец, Римский папа и кардиналы. Символы власти правителя — фасции, розги для наказаний, и двойной топор — также переняли сначала римляне (они, правда, использовали обычный топор), а уже в двадцатом веке их восстановил — фашистский диктатор Муссолини. В обязанности лукумона и его помощников входило отправление общественно значимых церемоний этрусской религии, но в качестве советников выступала коллегия учёных, гаруспиков (haruspices), ныне известных, в первую очередь, благодаря их гадательному искусству. Гаруспики были также астрономами, математиками и инженерами. Даже после того как Рим сокрушил политическую власть этрусков, коллегия гаруспиков сохранилась в этом городе как часть административной системы. Именно гаруспик предупреждал Цезаря о мартовских идах. Священные обязанности лукомонов после свержения этрусских царей в Риме исполнял церемониальный «правитель», rex sacrorum (царь жертвоприношений)".
Похоже на то, что у этрусков существовала какая-то политическая форма теократии.
![]() |
Etruscan priest with phiale (2nd century BC) |
"Этрусские города и деревни все строились по одному плану, носившему священный характер. Планировка была четырёхугольной, ориентированной по четырём главным сторонам света. Из центральной точки города к четырём воротам (каждые по центру четырёх городских стен) расходились четыре дороги (впрочем, обычно три, ибо северная зачастую отсутствовала). Вероятно, подобная планировка идёт ещё из бронзового века, поскольку с использованием бронзового плуга совершалась церемония отметки границ города. Однако она может иметь и местные истоки, ибо точно такая же квадратная модель просматривается и в североитальянских поселениях, например, в культуре Терраморы (terramaricoli) бронзового века".
А я недавно писал о такой планировке в статье "Демирчи-Хююк". Подобную структуру имело и поселение Димини.
Можно ещё, в качестве примера, привести реконструкцию деревни, которую раскопали на земле Палестины.
![]() |
Деревня с четырьмя семейными поселениями вокруг открытого двора; население около 50-60 человек. |
Я полагаю, что подобная застройка могла быть связана с родовой (клановой) структурой архаических обществ и с брачными обычаями. Хотя, у этрусков поселения могли иметь сетку координат, и при этом ось "север-юг" соответствовала разделению пространства на "землю-небо", в то время как ось "запад-восток" соответствовала разделению людей на "смертных-божественных".
"Варрон, описывая четырёхчастную модель этрусских послений, сообщает, что её точно воспроизводит римская цитадель, древний «Рим четырёх округов» (Roma quadrata) на Палатинском холме. Сами римляне были убеждены, что взяли эту модель планировки города у этрусков. Римский квадратный город с отмеченным камнем (а не омфалом, как в Греции) центром, с тремя воротами и тремя дорогами сохранился и поныне в расположении улиц Турина, Тимгада в Алжире (основанного Траяном в 100 г. н. э.) и Колчестера в Англии, основанного почитавшим всё этрусское императором Клавдием в 49 г. н. э. Согласно Полибию, римские военные лагеря тоже строились по предписаниям этрусской науки (disciplina etrusca),
![]() |
Римский зимний военный лагерь. |
а римские поля, по сути, представляли собой «решётки» определённого размера, ориентированные по сторонам света. Римляне признавали, что их внимание к земельному закону идёт от этрусков. Внешняя форма этрусских принципов землепользования сохранялась и в новое время, ибо точно такой же, квадратной, ориентированной по четырём сторонам света модели, придерживались при планировании городов и деревень основатели нынешних США".
Между прочим, такой же камень в центре города можно увидеть и у хеттов.
![]() |
Загадочный кубический зелёный камень в руинах Великого храма Хаттусы |
![]() |
Древний город Тимгад, Алжир. Наиболее сохранившийся пример древнеримской планировки городов. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий