Неолитическое поселение организовано в виде ряда жилых террас, окружённых шестью или семью каменными концентрическими ограждениями, которые в целом повторяют естественный контур холма: каждое последующее ограждение находится на более высоком уровне относительно уровня предыдущей ограды, причём центральная часть находится на 4—5 м выше дна крайнего ограждения. Только первое, третье и четвёртое ограждения образуют полный контур вокруг памятника, тогда как второй и пятый, по-видимому, охватывают только восточную сторону кургана. Шестая и седьмая стены, выявленные Цунтасом (1908 г.), сегодня не сохранились.
![]() |
Димини в настоящее время с высоты птичьего полёта. |
![]() |
План Димини по Цунтасу (1908 г.), с некоторыми дополнениями Теохариса (1973 г.). |
Под влиянием образа гомеровского города, который выявился в современных ему открытиях Микен и Трои, Цунтас интерпретировал Димини как хорошо защищённое поселение с «акрополем», где сидел и правил царь, проживающий в трёхстороннем здании первого ограждения. Ограждения воспринимались Цунтасом как высокие крепостные стены (хотя он и заметил ряд несоответствий этой конфигурации), тогда как центральное открытое пространство служило для сбора людей как в мирное, так и в военное время.
Хурмузиадис (Hourmouziadis) опроверг защитную функцию огораживаний, а также идею социального расслоения. Скорее, основное назначение ограждений заключалось в том, чтобы служить подпорными стенками и функционально организовать пространство на четыре основных, хорошо разграниченных больших пространственных сегмента и три меньших по размеру в центральной части, как показано на нижеследующем рисунке.
![]() |
Большие пространственные сегменты в Димини, раскопанные и выделенные Хурмузиадисом. DAA: сферы внутренней деятельности.
|
Он представил сегменты поселения как самостоятельные социопространственные единицы, которые имели одинаковый набор пространственных характеристик и видов деятельности: каждая из них содержала один большой жилой дом и несколько более мелких второстепенных построек, образовывала отдельный жилой комплекс и самодостаточную производственную единицу и соответствовала одному домохозяйству или одной большой ("расширенной") семье. Интерпретация каждого из этих сегментов как полностью самодостаточного привела Хурмузиадиса к отказу от идеи социального разделения труда и существования ремесленной специализации, за исключением резной керамики. Хурмузиадис приписал общинный характер территории внутри первого ограждения («центральный двор») и отверг существование там «мегарона». По его наблюдениям, окончательная конфигурация этого здания произошла в эпоху бронзы, наряду с другими обширными изменениями всего центрального двора, населённого в этот период одной знатной семьёй.
На мой взгляд, в таком виде Димини напоминает Демирчи-Хююк в Малой Азии.
![]() |
План уровня H в Демирчихююке. Здесь тоже отчётливо видны четыре сектора и центральный двор. |
Стелла Г. Суваци, со своей стороны, утверждает, что вся керамика Димини производилась на месте кустарным способом; в керамическом материале из Димини встречается крайне мало атипичных «импортных» черепков. Она говорит, что "грубая монохромная и тонкая расписная керамика, открытые и закрытые формы, характерные типы сосудов представлены во всех пространствах и в достаточно устойчивых пропорциях. Примечательно, что в
"Является ли центральный двор и так называемый «мегарон» олицетворением социальной дифференциации и «элитного хозяйства»?", - задаётся вопросом Стелла Г. Суваци.
В Сети можно обнаружить удивительные реконструкции Димини, на которых изображён один лишь «мегарон» в окружении нескольких колец мощных крепостных стен.
![]() |
Реконструктивный чертеж укреплений Димини, около 5000 г. до н.э., Афины, Национальный археологический музей. Источник картинки. |
Это просто карикатура, которая ни в малейшей степени не соответствует реальности. Стелла Г. Суваци говорит, что "в Димини есть как минимум ещё три мегароноподобных сооружения и, кроме того, они всетречаются по всей Греции (например, здания 7-8-9 в Сескло) и в таком большом количестве
типологических вариаций, что делают этот тип практически бессмысленным". "Отсутствие различий между «мегароном» H4 и прилегающими помещениями по размеру, особенностям, оборудованию и материальной культуре не соответствует представлению об этом здании как о жилище «элиты»". "Нет данных, подтверждающих идею централизации ресурсов, которая является предпосылкой их перераспределения". "Фактически, наиболее тонкие и, возможно, наиболее значимые из наблюдаемых различий между домохозяйствами связаны не с размером или материальным имуществом, а с точки зрения идеологии. Всё это, в свою очередь, означает, что ценность архитектуры и материальной культуры определялась прежде всего социальными и идеологическими критериями, а не экономическими".
Кстати, если уж разговор зашёл про идеологию. Дж. Э. Леви в статье "Гетерархия в Дании бронзового века: модель расселения, пол и ритуалы" (1995) обнаруживает, что в вождествах Дании бронзового века основой власти вождей был не экономический контроль (не имеется никаких свидетельств централизованного хранения или ремесленной производственной деятельности), но контроль над ритуальными церемониями и эзотерическими знаниями. Если такое было на Ютландском полуострове бронзового века, то, спрашивается, почему не могло быть в Сескло и Димини?
Можно взглянуть на план Димини, который приводит в своей книге Стелла Г. Суваци. На этом плане мы видим тот самый «мегарон» H4, а справа от него — «мегарон» H23, ничуть не меньше по размерам. «Мегароны» H11 и H13, кажется, в своё время тоже не уступали «мегарону» H4, в котором, как предполагал Цунтас, сидел царь Горох.
![]() |
Димини по домохозяйствам. |
"Если в Димини существовали социальные различия между домохозяйствами, - снова повторяет Стелла Г. Суваци, - то однородное распределение и использование керамики не дают подтверждающих доказательств. Кроме того, эти же данные позволяют предположить, что не было каких-либо существенных различий в потреблении пищи. Эти аргументы особенно верны в отношении расписной керамики, и особенно "чаши Димини", необычные пропорции которой повсеместно дискредитируют её значительную ценность как отдельного престижного предмета.
![]() |
Чаша Димини |
Что касается более редких сосудов, то повсеместное появление «подставок для вертелов», подставок для фруктов и расписных кувшинов с горлышком указывает на обобщённые домашние ритуалы и социальную демонстрацию, а не на преференциальный доступ к социальным и ритуальным знаниям. Подразумевается, что все домохозяйства были социально и, возможно, одинаково важны".
И ещё один любопытный факт: на сегодняшний день ни в одной могиле в Димини не было найдено оружия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий