27 мая 2025

Сескло (5800-5200 до н.э.).

Изучение неолитической Греции началось в Фессалии с новаторских раскопок Цунтаса (1908 г.) в Димини и Сескло и выявления им шестидесяти трёх поселений. За ним последовал второй крупный синтез Уэйса и Томпсона (1912). Благодаря этим ранним работам и их впечатляющим результатам Фессалия стала центром неолитических исследований и основным ориентиром для последующих исследований по всей Греции; сложился «фессалоцентризм», который в некоторой степени сохраняется до сих пор.

Культуры  раннего  неолита  Юго-Восточной  Европы

Sesklo — очень интересный памятник. Вместе с Димини он составляет основу предыстории Фессалии.  Общий срок его существования составляет 5000 лет, охватывая весь неолит, хотя и с некоторыми перерывами. Помимо того, что Сескло является удивительно долгоживущим, он также является греческим памятником эпохи неолита, исследование которого длилось дольше всего: от раскопок Цунтаса в 1901–1903 годах вплоть до настоящего времени.  Площадь раскопок составляет 4500 м 2 , а общая площадь поселения оценивается в 12 га.

Свидетельства докерамической фазы (7510 г. до н. э. — 6190 г. до н. э.) с  глиняными (саманными) хижинами довольно скудны и неоднозначны. Этот период закончился разрушениями от пожаров. Средненеолитическое поселение занимало площадь около 20 гектаров и состояло примерно из 500–800 домов, а его население, по оценкам, могло достигать 5000 человек. Конец поселения среднего неолита ознаменовался обширными пожарными разрушениями, за которыми последовал длительный период запустения . Поселение позднего неолита было основано примерно 500 лет спустя. Об этом известно очень мало, однако стоит отметить, что в эпоху средней бронзы старое неолитическое поселение было преобразовано в могильник с могилами-урнами; такая же практика наблюдалась и в Димини.

Любопытно, как это соотносится с длинными курганами, которые похожи на длинные дома ЛЛК? Может быть и там старые поселения превращались в кладбища?

В эпоху расцвета, ок. 5200 — 5000 гг. до н. э., дома строились на каменном фундаменте с надстройками из сырцового кирпича и имели скатные или двускатные крыши из толстого слоя глины на деревянном каркасе. Верхние стены из сырцового кирпича неоднократно штукатурились и, возможно, красились. В домах имелись купольные печи, глиняные и каменные очаги овальной или четырёхугольной формы. Размеры домов варьировались от 50 до 10 м 2. Все они имели схожие структурные особенности.

План раскопок Сескло, составленный Цунтасом.

Дома 11—12 в Сескло А были разделены на две комнаты перегородкой с проёмом посередине. 

Похожее на жилой дом двухкомнатное святилище из Сескло, средний неолит. Спра­ва мастерская с чердаком для сушки керамики; сле­ва - культовое помещение с глиняным алтарём, покры­тым плоскими камнями. В середине комнаты найде­ны следы двух деревянных колонн (опять Боаз и Яхин!) 

Стелла Г. Суваци говорит, что однородность домохозяйств в Сескло "
свидетельствует против чёткого разграничения — социального, экономического или идеологического — между этими секторами". Намёки на социальные различия ограничиваются главным образом распространением расписной керамики более высокого технического качества. Но "такое распределение вполне может быть связано с тем фактом, что непрерывность места и деятельности способствует технологическому развитию". Иными словами, если, например, в одном доме бабка, мать и дочь непрерывно занимаются росписью керамики на протяжении трёх поколений, то, надо полагать, в такой семье неизбежно должны появиться высокопрофессиональные мастерицы. В конечном итоге, Стелла Г. Суваци приходит к заключению, что Сескло в эпоху расцвета "не представлял собой иерархическую социальную структуру" и "не надо предполагать там особенностей социально-политической организации более поздних периодов".

"Есть авторы, - пишет Мария Гимбутас, - которые склонны ви­деть в некоторых чертах классической культуры сескло, существовавшей в Фессалии в начале VI тыс. до н.э., при­знаки иерархичности. Так, Сескло, постоянное поселение-телль на холме возле ущелья, было обозначено как «акрополь», а поселе­ние по ту сторону ущелья — как «город». По подсчётам Д.Теохариса, город покрывал поверхность в 20—25 акров и имел около 3000 жите­лей. В 1973 г. он писал: «Теперь мы почти уверены, что самая высокая часть поселения — на самом деле акрополь маленького средненеолитического город­ка». Как мне представляется, термин «акрополь» здесь может ввести в заблуждение. Кроме того, ар­хеологи (Цунтас в начале XX в. и Теохарис в 1970-е гг.) говорят о «мегаронах», располагавшихся в центре посёлка, в котором было раскопано около 30 домов. А ведь отсутствие заметных построек в центральной части, — которое может быть свиде­тельством отсутствия иерархии, — отмечалось всеми учёными, проводившими раскопки поселений культуры сескло. Как мне кажется, мегароны куль­туры сескло — совсем не те центральные построй­ки раннего бронзового века, которые служили жилищами вождей. Что же касается каменной стены, возведённой вокруг телля Сескло, то в ней, очевидным образом, была необходимость из-за крутизны холма.

Сескло. Одна из возможных реконструкций.

Archaeological site of Sesklo, Magnesia, Thessaly, Greece

Archaeological site of Sesklo, Magnesia, Thessaly, Greece

Archaeological site of Sesklo, Magnesia, Thessaly, Greece

Эти дома с двумя комнатами (одна чуть побольше, другая чуть поменьше), которые работавшие в Сескло археологи сочли мегаронами, на самом деле были святилищами: это подтверждают мои собственные раскопки в Ахиллейоне, поселении приблизительно 6000-5800 гг. до н.э., т.е. того же пе­риода, что и «мегароны» Сескло. Подобного рода свя­тилища обнаруживаются и в малых, и в больших по­селениях и своей архитектурой почти не отличаются от обычных жилищ, за исключением того, что в них, как правило, две комнаты (собственно святилище и мастерская). В Сескло самое большое число керами­ческих находок было сделано в двухкомнатном святилище, в том числе обнаружены удивительно красивые кувшины. 


Святилища располагались в непосредственной близости от жилищ. В ранненеолитическом поселе­нии Неа-Никомедия (Македония, ок. 6300-6100 гг. до н.э.) большое святилище шириной около 12 м было окружено шестью домами шириной около 8 м, расположенными в 2—5 м друг от друга. Внутри него были найдены скульптуры Богини-пти­цы, аски (сосуды, очертания которых напоминают птиц), сосуд с изображением лика Богини на гор­лышке, чрезмерно большие, не бывавшие в употреб­лении топоры (символы Богини) из зелёного камня и другие сакральные предметы.

Обычай возводить церкви рядом с жилыми до­мами, архитектурно их ничем не выделяя, по сей день жив в деревнях и в небольших городках Эгей­ских островов. Семья или несколько связанных род­ственными узами семей, живущих в 4—6 домах, име­ют свою маленькую церковь, забота о которой лежит на женщинах. Православные священники для них — редкие гости, и служат они лишь по особо тор­жественным случаям. Эту традицию я сама имела возможность наблюдать в последние десятилетия на островах Скирос, Парос, Наксос, Китнос, Мелос, Миконос и других.

Взаимосвязь между более крупными поселения­ми-теллями и окрестными посёлками, как и между обычными домами и святилищами, не всегда достаточно выявлена, поскольку поселения редко бывают раскопаны полностью. Однако можно утверждать, что здесь есть достаточно прочная и повторяющаяся на протяжении тысячелетий закономерность: отсут­ствие акрополей, мощных укреплений и особых цен­тральных построек. Что касается святилищ, то они обязательно включены в повседневную жизнь по­селения".

Керамика культуры сескло

Артефакты культуры сескло

Комментариев нет:

Отправить комментарий