Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что, судя по распространению курганных погребальных обычаев и типичных дубинок в виде конских голов в стиле Хвалынска, появляющихся на Северном Кавказе (около Нальчика), а также вблизи Азовского моря и вплоть до Западной Украины (культура Среднего Стога), примерно с 4500 г. до н. э. арийские пастухи доминировали во всём восточноевропейском степном регионе от Урала до Кавказа и Западной Украины.
А что случилось с предыдущими неолитическими культурами матриархального характера, которые жили на той же обширной территории? Они были «перекрыты» — как это описывают археологи, лаконично и пренебрежительно.
В качестве примера этой ситуации, которая также происходила со многими другими, следует упомянуть судьбу днепро-донецкой культуры, которая была «перекрыта» культурой Среднего Стога (4400–3400).
Поселения среднестоговской культуры располагались в нижнем течении Днепра и Днестра, как раз в районе более древней днепро-донецкой культуры [1]. Здесь также были обнаружены курганные могилы с индивидуальными захоронениями мужчин, связанные с жертвоприношениями лошадей и собак, и погребальным инвентарём, таким как каменные топоры и дубинки из конских голов, длинные кремневые кинжалы, тысячи ракушечных бусин и мелкие медные и золотые артефакты. Эти курганные захоронения были расположены на кладбищах предыдущей культуры, вытесняя обычай общинных захоронений. Это доказывает, что группы людей с Волги вторглись в этот район и оттеснили более старую культуру с помощью насилия. Захватчики прибыли разрозненными группами конных воинов-скотоводов. Те, кто пережил нападение, вероятно, бежали в соседнюю матриархальную культуру Триполья на Украине.
Кстати, примерно в это время появляются мегапоселения Трипольской культуры. Они были крупнейшими жилыми агломерациями в юго-восточной Европе с 4100 по 3400 гг. до н. э.
Вполне возможно, что появление этих мегапоселений напрямую связано с вытеснением ариями носителей днепро-донецкой и буго-днестровской культур. Из-за множества беженцев трипольские поселения "распухали", увеличивались в размерах, и некоторые из них превратились в мегапоселения.
Такие мегапоселения крайне неудобны для земледельцев [2], однако в них имеются свои преимущества. Поскольку арийские воины-скотоводы ни в коем случае не были организованными конными войсками [3], а всего лишь бандами, они никак не могли "проглотить" и "переварить" такие большие "куски". Тем более, дома трипольцев были соединены вместе в концентрические круги, причём самый большой снаружи образовывал своего рода защитное ограждение. Возможно, в таких мегапоселениях, как в интернатах, проживали дети, особенно девочки, под присмотром воспитательниц и под охраной мужчин.
Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что около 3400 года появились двухосные колёсные повозки. Эти повозки использовали для своей экспансии носители т. наз. ямной культуры. Важность повозок для расширения владений вождей "ямников" подтверждается тем фактом, что они были помещены в их могилы. Около 3300–3000 гг. вторая большая волна вторжений индоевропейцев, состоящая из конных воинов и людей с запряжёнными волами повозками, хлынула в долину нижнего Дуная вплоть до Карпатского бассейна (Венгрия). Тысячи курганов в Юго-Восточной Европе и за её пределами свидетельствуют об этой арийской экспансии.
Фактически, - продолжает Хайде Гёттнер, - эта вторая волна вторжений имела разрушительные последствия для матриархальных культур Европы, а также для трипольской культуры на Украине. Большие регионы с поселениями в приграничной зоне были заброшены, так как люди бежали на север. В то же время на юге региона Триполья возникла новая социальная форма: подчинение остального коренного населения новым хозяевам из степи (усатовская культура, около 3300–3200). На здешних кладбищах есть большие курганы с кинжалами и топорами, которые были выложены отдельно и где были найдены только скелеты взрослых мужчин. Другие захоронения состояли из плоских могил, содержащих женщин, мужчин и детей изящного типа коренных народов; им дали женские статуэтки в качестве погребального инвентаря. Совершенно неправильно говорить о «культурной интеграции» здесь, потому что не было никакого смешения культур. Вместо этого жёсткое социальное разделение на два класса было введено и поддерживалось с помощью насилия военной элитой. Последнее можно увидеть в многочисленных травмах от дубинок на скелетах людей в плоских могилах, тогда как у мужчин в курганах таких ран не было.
------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Специалист по первобытной археологии Восточной Европы Д. Телегин уверен, что предки носителей Днепро-Донецкого комплекса пришли с запада; керамика доказывает их связи с западными соседями, проживавшими по всему течению Буга и Днестра.
[2] Идеальное земледельческое поселение представляет собой небольшую деревню или хутор.
[3] Конные войска или кавалерия появились только в железном веке (около 1000).
Комментариев нет:
Отправить комментарий