24 октября 2021

«Great Grand Family»

Е. В. Антонова в статье "К проблеме формирования Бактрийско-Маргианского археологического комплекса" говорит, что по наблюдениям археологов на раскопках Алтын-депе, "среди семей, населявших один квартал, одна занимала особое положение. Её члены совершали ритуалы в помещениях с очагами особых форм и нишами. В этих обычаях можно усматривать продолжение энеолитических традиций".  

Я здесь усматриваю возможную параллель к тому, о чём говорилось в записи "Немного о культуре Винча". А именно: при раскопках поздненеолитического поселения Црквине в окрестностях села Стублине в районе Обреновац примерно в 40 км к юго-западу от Белграда (Сербия) обнаружены группы от 5 до 12 строений, которые могут указывать на существование "больших семей" с матриархом во главе. 

А вот что Е. В. Антонова пишет об антропоморфной пластике БМАК:


"Персонажи этих изображений с их подчёркнутой "космичностью" продолжают бытовать в ритуалах семейно-родовых коллективов. Видеть в них образы сложившихся богов, управляющих разными сферами природы, вряд ли правомерно. "Преемственность в области ритуала от энеолита к эпохе бронзы заставляет думать, что и к концу III тыс. до н. э. религия обитателей подгорной полосы Копетдага оставалась на уровне религии первопредков" (Берёзкин, 1994. С. 34). Фигурки систематически помещают в погребения, причём прослеживаются случаи их явной принадлежности женщинам. Сколько-нибудь крупные фигуры, которые могли фигурировать в ритуалах более сложных сообществ, чем семейно-родовые, неизвестны". 

Значит, к концу III тыс. до н. э. в Маргиане ничто не говорит о появлении государственности. Отсутствие государства не обязательно предполагает наличие матриархальных обществ, но они вполне возможны на уровне семейно-родовых коллективов ("больших семей").

"Примечательно, - пишет автор, - что важную роль в общественной жизни играют (или продолжают играть) женщины, в частности, как можно полагать, репродуктивного возраста. Данные на этот счёт собраны на Алтын-дебе, Шахр-и-Сохте и Сапаллитепа. Один из признаков этого - наличие в их погребениях печатей - не только амулетов, но и знаков контроля (сводку некоторых данных см.: Антонова Е. В. Контакты Месопотамии с восточными землями в IV-III тыс. до н. э. // Азия - диалог цивилизаций. СПб., 1996. С. 224-225).

Комментариев нет:

Отправить комментарий