Я остался недоволен своей вчерашней записью (О букраниях в культуре Винча). Справедливо сопоставляя букрании культуры Винча с аналогичными букраниями Чатал-Хююка, я упустил из виду, что в Чатал-Хююке быки не являются самостоятельными "акторами", они всегда находятся в "связке" с женским божеством. Ниже можно увидеть, что головы быков расположены под стилизованным изображением богини в позе роженицы.
Стало быть, можно предполагать, что и в жилищах носителей культуры Винча рогатые головы быков устанавливась как компоненты единой картины, которую мы не можем видеть из-за отсутствия изображений богини.
Но, может быть, само жилище, сам дом воспринимался как "чрево" богини? Глиняная модель святилища в виде тела Богини. Породин, неподалеку от Битолы, Западная Македония. В каждой стене - широкий вход в виде перевёрнутой буквы «Т», на цилиндрической трубе дымохода - маска Богини, на крыше — её ожерелье. Высота ок. 35 см.
Если беременная хозяйка дома отождествлялась с богиней, рожающей рогатого быка, тогда понятно, почему археологи находят букрании со сломанными или отбитыми рогами. Наверно, их специально отбивали, дабы облегчить роды. Раньше на Руси для облегчения родов открывали настежь все окна и двери, "царские врата" в храме, а в Старой Европе ломали рода быку, чтоб головка ребёнка легче прошла через естественные родовые пути.
Комментариев нет:
Отправить комментарий