19 сентября 2023

О положении женщин у скифов.

А. М. Хазанов в своей монографии "Социальная история скифов" (ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА». ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА, 1975) пишет о положении женщин у скифов:

"В большинстве скифских захоронений инвентарь мужских и женских погребений строго разграничен. Если мужчина — прежде всего воин и всадник, 

художественная реконструкция скифского воина

то женщина — преимущественно домашняя хозяйка. С ней в могилу помимо украшений кладут посуду, необходимую для приготовления пищи, иногда зернотёрки, орудия прядения, ткачества и шитья. Очевидно, даже знатные скифянки занимались домоводством, как занималась прядением Пенелопа в ожидании Одиссея, а знатные средневековые дамы — рукоделием.

Иглы обнаружены не только в рядовых погребениях, но и в женском погребении из Солохи, и в саркофаге из мавзолея Неаполя скифского, в котором скорее всего была похоронена царица. Только в отличие от обычных бронзовых эти иглы золотые. Пряслица и остатки от веретён являются непременной деталью погребального инвентаря скифских женщин, в том числе и тех, которые с такой роскошью похоронены в Куль-Обе, Александропольском и других царских курганах. Только изготовлены они не из дерева или кости, а из серебра". 

Можно сказать, что женщина является центром домохозяйства. Особенно заметно это у кочевников (номадов), где женщина сама, своими руками, строит жилище из жердей и шкур (как, например, у киргизов в прошлом). Посему, я думаю, хозяйственная баба представляла собой большую ценность, и её всегда старались "прибрать к рукам". Может быть, в этом и заключается отновная причина левирата. А. М. Хазанов прямо говорит, что "жена рассматривалась как ценное имущество и после смерти мужа вместе с другим имуществом подлежала наследованию в его семейно-родственной группе". 

"В целом из источников создаётся впечатление о несколько приниженном положении женщин в скифском обществе", - делает заключение А. М. Хазанов, хотя тут же говорит, что "у кочевников положение женщин на практике нередко бывает довольно высоким (например, у средневековых монголов и татар)".

Комментариев нет:

Отправить комментарий