А. М. Хазанов в своей монографии "Социальная история скифов" (ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА». ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА, 1975) пишет о странной "женской болезни" среди скифов:
"Геродот (I, 105), рассказывая о разграблении святилища Небесной Афродиты в Аскалоне во время скифского набега на Сирию, добавляет: «На тех скифов, которые ограбили Аскалонский храм, и на всё потомство их божество ниспослало женскую болезнь (εήθεα κμοαμξ), так что скифы говорят, что они болеют вследствие этого поступка и что посещающие скифскую землю иностранцы видят, в каком положении находятся у них больные, которых называют энареями».
О «женской болезни» у скифов писали и другие авторы, отмечавшие её распространённость среди высших слоёв скифского общества. Псевдо-Гиппократ (De äere, 29) утверждает, что «этой болезни подвержены скифские богачи — не люди самого низкого происхождения, а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом». Аристотель (Eth. Nic, VII, 7, § 6), по-видимому, полагает, что она была распространена среди скифских царей. Климент Александрийский (Protreph., II, 24) называет легендарного царевича Анахарсиса «как человека, который сам сделался женоподобным в Элладе и стал учителем женской болезни для прочих скифов».
Срібні монети скіфських царів із трьох династій. |
Тут мы, конечно, сразу же улавливаем параллели с феноменом бердашей у индейцев (см.: Бердаши: всё у них не как у людей). Как объясняют специалисты по шаманизму, бердашами становятся те "избранники духов", которые вступали в связь с духами в мужском обличии, с духами-инкубами по католической терминологии. Следствием такой связи является психическая и телесная трансформация "избранника", и он становится похожим на женщину.
И здесь опять же возникают легендарные амазонки. Дело в том, что А. М. Хазанов, сообщая о скифских погребениях молодых женщин с оружием, говорит, что "скифские воительницы, какие бы причины ни вызвали их появление, возможно, составляли особую социальную группу в обществе". Интересно получается, не так ли? С одной стороны, у скифов отмечаются женственные мужчины, а, с другой стороны, мужественные женщины. Причём, и те, и другие, по всей видимости, составляли особые социальные группы. И, может быть, и те, и другие являлись выходцами из элиты скифского общества.
Говоря о существовании у скифов кувады, А. М. Хазанов приводит замечание Страбона (III, 4, 17) о том, что «нравы кельтских племён также общие с таковыми фракийских и скифских племён; общие черты касаются мужества, именно мужества женщин, так же как и мужчин. Например, эти женщины обрабатывают землю, а после родов укладывают своих мужей вместо себя и ухаживают за ними».
Комментариев нет:
Отправить комментарий