Эротические забавы кентавров с девицами стали сюжетом для множества картин.
Франц фон Штук. Прогулка. 1903 |
С другой стороны, таким же популярным сюжетом для живописи ещё с древних времён стало убийство Гераклом кентавра Несса.
Геракл и Несс. Рисунок на амфоре конца VII века до н. э. |
Я полагаю, что кентавры, как и сатиры с их предводителем Паном, в греческую мифологию попали из догреческого наследия [1]. Если считать догреческое общество Эллады и Эгеиды матриархальным, тогда становятся понятными "тёрки" между кентаврами и патриархальными героями.
У элладских кентавров есть родственники в Индии. Это гандхарвы, которые, скорее всего, относятся к доарийскому пласту мифологии. Гандхарвы, как и кентавры, обитают в лесу. Они привлекают женщин неизъяснимым очарованием, очень сладострастны и искусны в любви, чудесно пахнут и одеваются в разноцветные одежды (их появление ассоциируют с радугой).
Л. С. Клейн пишет:
"По Ригведе, незамужние девушки являются собственностью Гандхарвы. Он всегда приходит на свадьбу и выступает соперником жениха (это же, как мы видели, и главная особенность поведения кентавров). Свадебное действо разыгрывается как передача невесты от Гандхарвы богу огня (возможно, домашнего очага), а от него — жениху. В брачную ночь жених берёт в руки палку и говорит ей: «Ты Гандхарва!» Палку, умащённую благовониями и закутанную в ткани, помещают на постели между молодожёнами. Некоторое время все лежат неподвижно, затем жрец обращается к палке со словами: «Уходи отсюда, дай мужу сделать его дело с супругой» (Ригведа, X, 85, 21-22). Иными словами, по главной своей сути, Гандхарва — богохранитель девичества.
Гандхарва архаичнее кентавров (Ригведа создана около середины II тыс. до н. э.), и древний бог ещё просвечивает в нём. У кентавров их тяга к свадьбам, к чинению препятствий жениху уже необъяснима. Каждый раз они как бы случайно появляются у людей на свадьбе. А на деле и здесь испорченная древняя связь. Кентавры не на чужие права посягают — они предъявляют своё исконное право, а в нём, преобразованное религией, выступало право первобытного коллектива на своих девушек. Это жених должен был завоёвывать для себя невесту, тем самым отнимая её у всех. В религиозном оформлении — у гандхарвы-кентавра.
В Ригведе божественный герой Индра воюет против Гандхарвы — как Геракл или Тезей против кентавров. Война идёт за сому — опьяняющий напиток из священного растения. Гандхарва похитил его у богов. Гандхарва очень тесно связан с сомой — как кентавры с вином и пьянством. Гандхарва охраняет место сомы — как кентавр Фол пифос с вином Диониса. Индра сбрасывает Гандхарву в бездну и захватывает сому... Опьянение кентавров и связь Гандхарвы с сомой были естественным элементом их причастности к свадебным обрядам".
Значит, гандхарвы и кентавры были присущи тем древним обществам, в которых практиковались экзогамные браки. "Само слово «нимфа» означает по-гречески «невеста», и первоначальный смысл слова — такой же, как в русском «невеста»: «неведомая», а суть была в том, что жених не мог с ней видеться до свадьбы" (Л. С. Клейн). Такое положение дел совершенно непредставимо в современном обществе, где "первая любовь — школьные года". Очевидно, кентавры с гандхарвами были родовыми духами, которые, по идее, "владели" всеми девушками общинами, так как для местных мужчин они являлись "сёстрами" и они не имели права "посягать" на их честь. Мужчины должны были искать себе невест в других деревнях, где водились свои кентавры, охранители девства.
Если разобраться, то кентавры (и, наверно, сатиры вместе с ними) предстают чуть ли не как духи целомудрия. А если не вникать и не углубляться, если судить поверхностно, то сатиры представляются похотливыми, брызжущими спермой козлищами, у которых только одно на уме — как бы "обрюхатить" девицу.
---------------------------------------------------------------------
[1] Только наверно у крито-минойцев вместо кентавров были минотавры. Во всяком случае, по сообщению Л. С. Клейна, в послеведический период, в зпосе, гандхарвы делятся на два вида: нары и нимнары (или киннары). У наров голова человеческая, а круп лошади, у киннаров наоборот: голова лошади, а тело человеческое. Атхарваведа, сохранившая много простонародных поверий, описывает Гандхарву так: «Юноша, весь покрытый волосами, как если бы он был обезьяной, как если бы он был собакой, таков
Гандхарва, напускающий на себя милый вид» (AB, IV, 37, 110). Интересно, что в крито-минойском искусстве встречаются изображения обезьяноподобных существ. Как говорит Л. С. Клейн, "если взять и греков, и ариев (т. е. индоариев вместе с иранскими народами), то общность образа кентавра для тех и других вряд ли объяснима иначе, чем общей для них предковой культурой", только он ищет эту культуру на севере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий