В продолжение записи "Костяные молоточковидные булавки в погребениях древнеямной культуры".
Л. С. Клейн говорит, что в 1960-е гг., раскапывая Турень-тепе, главный город «астрабадского бронзового века» Ирана, расположенный у юго-восточного угла Каспийского моря, французские археологи раскопали катакомбные могилы, относящиеся к последним векам III тыс. до н. э. Неподалёку от Турень-тепе ещё до последней мировой войны шведская экспедиция раскопала поселение той же культуры и того же времени — Шах-тепе. В одной из могил оказались обломки от не менее трёх «костяных» (по отчёту археологов) булавок.
Молоточковидные булавки из Закаспия (Шах-тепе) и степные из Сев. Причерноморья |
"Это типичные для ямных и катакомбных могил Приазовья и Причерноморья «молоточковидные» булавки. Их у нас раньше считали костяными, но анализы показали, что они сделаны из оленьего рога. Булавок этих в наших степях найдено несколько сот. Они возникли как местное подражание бронзовым булавкам, импортировавшимся в степь с Северного Кавказа. Там головки этих булавок когда-то изображали колесницу или ось с колесёми, потом деградировали до молоточка. Кавказцы, видимо, носили их в причёске (в могилах они лежат у головы). У степняков, вероятно, не было таких причёсок — булавки стали использовать как амулет на шнурке, свисающий на грудь (судя по их положению в могиле и окружению — пронизками и т. п.). Булавки постепенно становились более короткими; рельефные изображения змей, извивавшихся по стержням бронзовых булавок, на роговых превратились в прочерченные вертикальные зигзаги, потом смысл изображений был забыт, зигзаги стали горизонтальными или распались на ромбические узоры, потом исчезли вовсе".
Л. С. Клейн высказывает крайне рискованное предположение о том, что пастушеские скипетры арийских кочевников могли использоваться в качестве ритуальных предметов, которыми совершалась дефлорация девственниц.
"В инициациях у многих народов производились обряды «вскрывания», «открывания» детородных органов для половой жизни: мужчинам делали обрезание (сохранилось до исторического времени у египтян, иудеев и мусульман), женщинам — дефлорацию, то есть лишение девственности специальным орудием (обычай сохранился у многих народов Африки).
Считалось, что без этого первое сношение смертельно опасно для мужа, и только жрецы могут провести эту операцию с помощью сверхъестественных сил — в нашем случае привлекая свирепое чудовище с его магическим рогом. (Л. С. Клейн имеет в виду единорога.) Почему этот монстр получил у индоевропейцев облик слегка видоизменённого коня — вопрос особый, связанный с ролью коня в культах плодородия и загробного мира, где души людей пребывают после смерти и до нового рождения. В известной мере, вероятно, это представление связано с верой в Коня-Предка.
Каменные «скипетры» — это и есть воплощённые в камне древние страшилища инициации, а проще — орудия дефлорации. В глубоком прошлом укрощение единорога девой заключалось в том, что дева принимала его в себя. Она ублаготворяла его своей чистотой и насыщала невинной кровью, а он даровал ей способность быть женой и продолжать человеческий род — реализовать бессмертие.
В погребениях «скипетры» символизировали ранг жрецов или старейшин, имевших право производить дефлорацию. Теперь мы понимаем, сколь глубоко в первобытное прошлое уходит традиция, стоящая за феодальным Правом первой ночи (jus primae noctis). Так что в известной мере всё же скипетры!
Подтверждением гипотезы о назначении предметов служит одна особенность аходки в Суворове. Там в могиле лежали мужчина и женщина. Скипетр был обнаружен при скелете мужчины. Предмет лежал не там, где обычно лежат топоры и булавы — не на груди или у плеча, а на тазовых костях. На месте детородного органа".
Последнее замечание очень интересно, - оно заставляет вспомнить про этимологическую связь "поколения" и "колена". Но, всё же, по-моему, Л. С. Клейн явно "переборщил". Я сильно сомневаюсь, что древние арии при дефлорации девочек использовали скипетры вместо своих членов.
Но если всё же такие ритуалы имели место быть, то на роль искусственных дефлораторов более подходят молоточковидные булавки, а не скипетры. Кстати, я обратил внимание, что на одной из булавок имеется ёлочковидный орнамент, который я интерпретирую как символическое обозначение материнского рода.
Во всяком случае, вполне очевидно, что эти булавки куда-то втыкались, в своё время. Можно сравнить их с трипольскими остроконечными статуэтками, которые, говорят, втыкались в сосуды с зерном.
Глиняная женская фигурка, также известная как Венера из Драгушень. 4050-3900 гг. до н.э., культура Кукутени-Триполья. |
Также вызывают интерес южные, майкопские "корни" молоточковидных булавок. В настоящее время наиболее признанной является теория исхода на Кавказ населения с убейдо-урукскими традициями с территории Северной Месопотамии, Сирии и Восточной Анатолии. А там и Гёбекли-Тепе недалеко.
архаический прообраз булавки ? |
Комментариев нет:
Отправить комментарий