Л. С. Клейн говорит, что "в Авесте бобёр считается священным животным, культовым животным богини Ардвисуры-Анахиты. В Авесте она описывается как одетая в шубу из 30 шкур самок бобра, «четырежды родивших, когда они шерстистей, когда их гуще мех...» («Ардвисур-яшт», 129). Вендидад (фархад 14) под страхом тяжкого наказания запрещает убивать самцов бобра".
А я-то думал, голову ломал, - во что одета богиня Иштар?
Богиня Иштар, украшение для мебели. Сирия, городище Мари, храм Иштар, южное крыло, сектор а24. Раннединастический период IIIB, 2500-2340 годы до нашей эры. |
Похоже на то, что на ней одеяние из хвостов. Может быть даже из хвостов самок бобров.
И вообще, я давно уже заметил, что на территории Передней и Средней Азии археологи раскопали на удивление много женских статуэток в меховых одеждах. Вот, например, "венера в мехах" из Маргианы.
Очевидно, это не повседневная женская одежда. На юге не носят меховые одежды. Возможно, в меха одевались для совершения каких-то ритуалов. На ум приходят "радения", экстатические пляски. В мехах, как и в шкуре животного, пот течёт ручьями и создаётся особого рода "магический жар", о котором говорит Мирча Элиаде.
Я полагаю, богини одевались в шубы из шкур самок бобра задолго до появления иранской "Авесты". Может быть, этот обычай уходит корнями в эпоху матриархата. Как известно, в семье бобров царит матриархат, то есть главой семьи является исключительно самка (Источник). Наверно, из-за этой особенности люди стали почитать бобров как священных животных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий