12 ноября 2021

Костяные молоточковидные булавки в погребениях древнеямной культуры.

Н. А. Николаева в статье "О КУЛЬТЕ ВЕЛИКОЙ БОГИНИ В РЕЛИГИИ ИНДОИРАНЦЕВ ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ" приводит изображения так называемых «костяных молоточковидных булавок», которые археологи находят в погребениях древнеямной и раннекатакомбной культур бронзового века.

Все, кто видел булавки, знает, что для каждой характерен свой неповторимый стиль орнаментации, хотя элементы – ромбы, треугольники, полосы и зигзаги – везде похожи.


"Известно, что булавки довольно долго использовались. Найдены экземпляры, головки которых ломались, но их не выбрасывали, обломки молоточков или стержней полировали, могли просверлить дополнительное отверстие. Дорогая, очень ценная вещь, передаваясь из рук в руки, “по наследству” прослужив более 200 лет, попала в погребение очень пожилой женщины. По крайней мере, об этом свидетельствуют радиоуглеродные даты", - говорит Н.И. Шишлина в статье "Костяные булавки бронзового века: результаты радиоуглеродного датирования".

В Прикаспии и Подонье они часто находятся в погребениях либо детей и подростков, либо женщин репродуктивного возраста или очень пожилых и крайне редко – в мужских захоронениях.

Отмечено три случая вкапывания в землю больших костяных молоточковидных булавок. Орнамент на булавках составляют крестообразные и радиально-лучевые линии. Булавки сопровождаются определённым набором предметов. Главные из них – бляхи, которые были найдены в 24 погребениях (49 штук) в комплексе с бусами, зубами ископаемой рыбы, с костяными и металлическими пронизями и с булавками. 

"Уникальную композицию этих предметов мы наблюдаем в катакомбном погребении Чограй VI к. 3, п. 3. 

"Попытаемся дать посильную интерпретацию этих фактов, - говорит Н. А. Николаева. - В этой композиции центральное и главенствующее положение большой молоточковидной булавки, вкопанной в землю, подчёркивается меньшими размерами других булавок и местом их расположения. Скрещённые маленькие, небрежно сделанные булавки, опирающиеся на бронзовые пластины, играют подчинённую роль по отношению главной фигуры, роль её свиты, её хранителей. Прямоугольные пластины соизмеримы с размерами маленьких булавок и могут быть интепретированы как щиты свиты божества. Если этим божеством является Великая богиня, то её свиту можно назвать «корибантами и куретами», которые также имели щиты, согласно мифу. Сочетание булавок с бронзовыми пластинами, закрывающими большую булавку с двух сторон, создаёт впечатление охранительной функции маленьких булавок. В качестве ассоциативной аналогии можно привести композицию из гальштатского могильника Штретвег в Австрии – фигуру богини на повозке, окруженную воинами со щитами".

Штретвегская культовая повозка (ок. 600 г. до н. э.)

А я сразу вспомнил про недавно найденный набор антропоморфных фигурок
из неолитического поселения Stubline культуры Винча [1]. 


Напомню, что Илья Палагута интерпретирует эти фигурки как "отряд вооружённых воинов".  И на фото мы видим их расположенными соответствующим образом, с "вождём" впереди. 

Но эту композицию можно представить и как Великую богиню в окружении корибантов, если самую большую фигурку поставить в центре. К тому же, клювообразные "птичьи" головы фигурок полностью соответствуют иконографии женского божества в культуре Винча.

Богиня-птица в маске с клювом, Винча, начало V тыс. до н.э.

 А здесь даже орнамент на одежде богини соответствует орнаменту молоточковидным булавкам.

Винча, середина V тыс. до н.э. Источник картинки.

"
Подобные орнаментальные композиции (штрихованные зигзаги, треугольники, ромбы и шахматное расположение этих элементов) встречаются и на одежде критской богини, и на мегалитических стелах-менгирах, и на т-образных идолах Ахейской греции, на идолах культуры полей погребений 1 в. до н.э.", - говорит Н. А. Николаева.

А я от себя добавлю, что в Индии существует традиция изображения богини Ладжи Гаури с Т-образной головой.

И это очень похоже на костяные молоточковидные булавки.

Но здесь я вижу и нечто большее. Эти булавки напоминают мне лабрисы. На саркофаге из Агиа-Триады можно видеть жрицу, стоящую перед лабрисом, на котором сидит чёрная птица (очевидно, это сцена жертвоприношения при погребении).

Можно предположить, что лабрис, помимо других смыслов, может быть истолкован и как стилистическое изображение Великой богини.

Как же символика Великой богини попала к индоевропейцам? Н. А. Николаева указывает на отверстие в «булавке», которое свидетельствует о ношении «булавки» при жизни и помещении её в могилу после смерти. Типа, как ныне христиане носят нательные крестики. Н. А. Николаева не говорит, кому принадлежали эти «булавки» при жизни, - мужчинам или женщинам, - но можно сделать предположение, что их носили женщины. Причём, женщины матриархальных культур. Например, женщины Трипольской культуры. И когда "ямники" брали их себе в жёны, или в качестве прислуги, эти артефакты попадали в древнеямную и раннекатакомбные культуры.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Об антропоморфных фигурках из неолитического поселения Stubline культуры Винча уже говорилось в Игрушки-"солдатики" или терафимы?, К вопросу об интерпретации фигурок из Stubline, Возвращаясь к фигуркам из Stubline и Об интерпретации Ильи Палагуты фигурок из Stubline и Снова возвращаясь к фигуркам из Stubline.

Комментариев нет:

Отправить комментарий