09 мая 2023

Когда брак не совсем патрилокальный и не совсем матрилокальный.

Мы сильно упрощаем картину, полагая, что если нет чётких и однозначных доказательств матрилокальности поселения, значит, оно патрилокальное. На самом деле, всё гораздо сложнее.

Václav Hrnčíř, Petr Květina и Václav Vondrovský в статье "Post-marital residence patterns in Early Neolithic Central Europe: Models beyond the bioarchaeology" приводят этнографические примеры, которые нельзя считать однозначно матрилокальными или патрилокальными.

1. Племя Ибан (Борнео).

"Многие вопросы принимаются во внимание при принятии решения о том, где они [супружеская пара] будут жить. Если дочь - единственный ребёнок, её родители обычно ставят условием брака, чтобы зять приехал и жил с ними, и работал на них, но если у девушки много братьев и сестёр, а у мужчины нет, ей разрешается пойти и жить в его доме. И тут опять же возникает вопрос социального положения, и если девушка выходит замуж за нижестоящего, она отказывается идти в дом мужа и ждёт, что он придёт к ней" (Gomes 1911. Seventeen Years Among the Sea Dyaks of Borneo).

Iban wedding

2. Племя Гаро (Индия).

"Некоторые мужчины должны переехать в семьи своих жён, а другие должны создать новые домохозяйства. Некоторые мужчины должны переехать в деревни своих жен, а другие должны привести своих жён в свои собственные деревни. [...] Все модели проживания имеют свою существенную роль в социальной структуре Гаро" (Burling 1963. Rengsanggri: family and kinship in a Garo village). 

A Garo couple in traditional dress

3. Племя Тлинкит (Северо-западное побережье Тихого океана США и Канады).

"Довольно типичная большая семья может состоять из следующих лиц: глава дома, его жена, незамужние дочери, сыновья младше восьми или десяти лет и один или несколько сыновей сестёр старше этого возраста; несколько братьев главы дома, их жёны, незамужние дочери, маленькие сыновья и племянники; жёны и маленькие дети племянников; пожилые люди, принадлежащие к этому дому; рабы" (Olson 1967. Social structure and social life of the Tlingit in Alaska).

Tlingit Indians

4. Племя Nuu-Chah-Nulth (о. Ванкувер в Канаде).

"Мужчина мог провести год или два в доме своей матери, следующий - в доме отца своей жены, затем жить с группой матери своего отца, а потом отправиться на некоторое время жить к зятю. [...] Если мужчина слишком долго жил в одном доме, другие его родственники начинали ревновать. Они думали, что он больше не заботится о них" (Drucker 1951. The Northern and Central Nootkan Tribes).

The Inside of a House in Nootka Sound

Авторы статьи полагают, что в неолитической культуре ЛЛК могли совмещаться матрилокальные и патрилокальные формы проживания. Матрилокальность имела место быть на уровне т. наз. "длинных домов", а деревня в целом была патрилокальной.


Две фратрии (деревни) управлялись по принципу экзогамии и патрилокальности. Однако при этом два клана (жёлтые и чёрные "длинные дома") управлялись по принципу экзогамии и матрилокальности. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий