19 июня 2025

Иудейская Мадонна.

"В каббалистической доктрине Бога, максимально разработанной в Зогар, женский элемент играет в высшей степени важную роль. Как говорил Гершом Шолем, признанный авторитет в этой области, внедрение идеи того, что Шехина была женским элементом Бога, стоящим против Священного и Благословенного как мужского элемента Бога,  «было одним из самых важных и прочных нововведений каббалы. Тот факт, что она завоевала признание, несмотря на очевидные трудности  примирения с концепцией абсолютно одинокого Бога, несмотря на то, что больше ни один элемент каббалы не завоевал такой популярности, является доказательством её глубокой востребованности как религии... Кое-что о её жизненной силе говорит ещё и то, что, несмотря на противостояние таких мощных сил [как философы и талмудисты], эта идея стала неотъемлемой частью кредо широких кругов европейских и восточных общин».

Вера в Шехину (или Матронит), в фигуру матроны, божественную фигуру, которая в каком-то смысле функционирует как посредница между народом Израиля и Богом, была простой и легко воспринимаемой мыслью. Поскольку она отвечала глубоко заложенной религиозной надобности, то получила распространение в широких кругах еврейских поселений где бы то ни было. <...> В народном сознании Шехина была не просто символом или эманацией, она была великой небесной реальностью, и её сверкающий облик оттеснял теоретическую доктрину Единого Бога на задний план. Глубокая эмоциональная привязанность простых, неучёных приверженцев каббалы к Шехине была сравнима с отношением итальянских или испанских крестьян к их Мадонне. <...> Очевидно, что [простой] человек смотрит на богиню с почтением, и невозможно отрицать, что она больше значит для удовлетворения глубоких религиозных и эмоциональных потребностей, чем даже сам Бог" (цит. по: Рафаэль Патай. Иудейская богиня. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 115-117).

Комментариев нет:

Отправить комментарий