Самые ранние упоминания о Сабейском царстве относятся к IX веку до Р.Х., а начало его расцвета приходится на VIII век до Р.Х. Вероятно, в царстве до какого-то момента существовал политический матриархат, т. к. первое упоминание о Сабейском царстве связано с эпизодом о посещении царицы Савской иудейского царя Соломона [1]. Именно к ней возводили свои корни позднейшие аксумские правители, считавшие себя прямыми потомками царицы Савской и царя Соломона. Арабские, еврейские и эфиопские легенды подчёркивают, что после посещения царя Соломона царица Савская ввела в своём царстве передачу власти по мужской линии, т. е. политический патриархат. После этого в Эфиопии (отождествлявшейся с Сабейским царством) была воспроизведена структура Израиля, а иудаизм стал государственной религией.
Сабейское царство занимало территории по обе стороны Красного моря, находясь одновременно в Эфиопии (плато Тигре) и на Аравийском полуострове. Поэтому Аксум можно рассматривать как продолжение семитской государственности цивилизации Сава. Правящая династии Аксума/Эфиопии возводила себя к царям Сабейского царства, а значит, к царице Савской, настаивая тем самым на прямой династической связи с Древним Израилем, что во многом определило уникальный эфиопский историал.
"Языком Аксумского царства, которое образовано две тысячи лет назад и которым правила Соломонова династия, был геэз — на нём сегодня служат в Эфиопской церкви. По структуре и прочим показателям он тесно связан с сабейским. Эфиопские богословы, которые знают оба языка, вовсе утверждают, что они идентичны, хотя алфавит у них разный. На это указывают и последние данные исторической науки. Поэтому если говорить о X веке до нашей эры, эпохе царя Соломона, то можно с большим основанием предполагать, что люди по обе стороны Красного моря говорили на одном языке", — объясняет РИА Новости секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов).
Тем самым Сабейское царство могло представлять собой союз более мелких государств вдоль южной части Красного моря. И всеми вполне могла править одна женщина.
"В оригинальном еврейском тексте царица Савская именуется "мелька Шеба", что полностью соответствует ее прозвищу в Эфиопии и в Аравии. Наличие у неё имени собственного — Македа — говорит о том, что, возможно, были и другие царицы Савские", — предполагает Игумнов (Источник).
Эфиопская церковь считает священным текстом «Кебра Натает», в которой истоки государства Эфиопии связываются с царём Соломоном и царицей Савской (то есть Сабейское царство считается прямым предшественником Аксумского). «Кебра Натает» в известной сегодня редакции была составлена относительно поздно, в XII веке, но в её основе явно лежат предания, восходящие к более древним эпохам.
Согласно этому тексту, царица Савская посетила Соломона и зачала от него ребёнка. После ночи, проведённой с Соломоном, царица Савская вернулась в своё царство, где и родила сына (матриархальный мотив рождения от далёкого — отсутствующего — отца), который был назван Давид или Байна Лехкем. На прощание царь Соломон дал царице Савской кольцо. Когда Байна Лехкем вырос, он вернулся в Иерусалим и, показав Соломону кольцо, был принят как принц. Находясь в Иерусалиме, Байна Лехкем получил благословение от первосвященников и был помазан в цари. Во время пребывания в Иерусалиме ему было видение, приказавшее унести Святую Святых, Ковчег Завета, хранившийся в Иерусалимском храме, в Эфиопию. Это объяснялось тем, что Соломон взял в жёны египетскую принцессу и стал поклоняться египетским богам, осквернив тем самым Израиль и предопределив будущее вторжение ассирийцев и Вавилонское пленение. Увезти Скинию Завета Байна Лехкему помогал сын первосвященника Содока Азария. Вместе с Байна Лехкемом в Эфиопию переселилась и часть иудейской знати, к которой вплоть до настоящего времени возводят своё происхождение эфиопские иудеи —фалаши.
После того, как Соломон обнаружил пропажу, он был в гневе и ужасе, но первосвященник Содок объяснил ему причину произошедшего: благодать Божия покинула Израиль и переместилась в другое избранное царство — Эфиопию, которая и стала отныне Израилем. Династия эфиопских царей (негусов), таким образом, рассматривалась как прямая линия, ведущая к израильским царям, а центром истинного иудаизма, а также местонахождением Ковчега Завета, отныне также становилась Эфиопия.
То, как эфиопы отнеслись к Христу, показывало их подлинную природу — в отличие от иудеев, которые Христа отвергли, истинные иудеи, т. е. эфиопы, Христа приняли и стали его верными последователями. Тем самым, согласно «Кебра Нагаст», исполнились древние пророчества эпохи царицы Савской: её род остался верен истинному иудаизму, что и сказалось в принятии Исуса Христа. Таким образом, миссия Эфиопии была исполнена, и далее эфиопы должны были сохранять эту традицию вплоть до конца времён, - говорит А. Дугин.
В 2008 году немецкие археологи нашли в Аксуме дворец X века до нашей эры. Планировкой он очень похож на здание в йеменском городе Мариб, который ещё пару десятилетий назад считался единственным пристанищем знаменитой царицы.
"Строение в Аксуме было поистине грандиозным: большой зал приёмов, несколько колодцев внутри здания, комнаты для прислуги. То есть правитель, живший здесь, был очень богатым. А это полностью совпадает с описанным в Библии богатством Македы", — говорит историк Сисэй Энар.
![]() |
Развалины дворца царицы Савской в Аксуме. © РИА Новости / Антон Скрипунов. Источник картинки. |
Однако на данный момент археологи, по его словам, исследовали лишь три процента территории древнего города. Возможно, специалисты обнаружат вскоре новые свидетельства африканского происхождения самой знаменитой и одновременно самой загадочной библейской царицы.
Что же качается вышеупомянутого Мариба, то развалины этого древнейшего города впервые обнаружил в 1869 году Жозеф Галеви, научный сотрудник Парижской академии гуманитарных наук.
![]() |
Руины Древнего Мариба, к югу от современного города |
В 1949 году «Американский фонд по изучению истории человечества» получил разрешение от правительства Йемена на проведение полномасштабных археологических раскопок. В ходе исследований, которые предприняла в начале пятидесятых годов экспедиция под руководством молодого учёного Уэнделла Филипса, на руинах Мариба было обнаружено святилище размером триста пятьдесят метров в окружности!
Святилище, которое удалось раскопать американским археологам, согласно обнаруженным надписям, принадлежало богине Балкис. Интересно, что именно этим именем называют царицу Савскую в древних арабских легендах, зафиксированных в таких средневековых литературных памятниках, как «Химьяритская книга царей». Учёные обратили внимание, что на внутренней стене храма в один ряд расположены вырезанные в нише ложные окна. Их оказалось шестьдесят четыре, то есть восемь раз по восемь, что соответствовало в языческих представлениях числам богини Венеры. Очевидно, что у жителей Мариба поклонение Венере отождествилось с религиозным почитанием Балкис, царицы Савской. Это полностью соответствует практике сакрализации земных правителей, распространённой в языческих государствах во времена царя Соломона (Источник).
Руководитель раскопок профессор археологии университета Калгари Уильям Гланцман заявил: «В святилище масса различных артефактов, керамики, произведений искусства, надписей. Раскопки позволят по-новому взглянуть на древние культуры Южной Аравии. Пока мы, вероятно, извлекли на свет божий менее одного процента всех сокровищ, которые по-прежнему скрыты песками. Махрам Билькис — крупнейшее культовое сооружение Аравии, имеющее огромное значение для науки» (Источник).
"Прежде всего, храм Awam был местом "убежища", что следует из его названия - Awam ('wm), которое означает "защита, дом убежища". Этот храм был не только храмом исцеления, но и оракулом, и паломническим святилищем высшего класса" (Источник).
В Википедии говорится, что в этом храме почитали бога Альмака (или Альмука), который "был национальным божеством сабеев" доисламского Йемена. Однако Жак Рикман заявляет,что Альмак являлся лунным богом в обличии быка и являлся консортом или жрецом богини солнца. "Его супругой считалась Шамс, а в некоторых источниках - Иштар-Ашера или Аллат" (Источник). Шамс, также называемая Шамсум или Дхат-Ба'дханум - Богиня Солнца в арабской мифологии. Её имя означало "сияющая", "Солнце" или "сверкающая". Так что, главный сабейский храм был храмом Богини.
![]() |
Храм Махрам Билькис или Авам в 2017 году в Марибе, Йемен |
Недалеко от города Мариб находятся руины некогда грандиозной плотины. Когда её построили где-то между 1750 и 1700 годами до нашей эры, она не была столь массивным и впечатляющим сооружением. В 7 веке она приобрела всю свою колоссальность. Учёные считают Великую Марибскую плотину одним из величайших инженерных чудес древнего мира. Она простиралась почти на шесть сотен метров и была одной из крупнейших плотин своей эпохи. Это колоссальное сооружение превращало мёртвую пустыню в прекрасный оазис. Плотина дала региону возможность собирать богатые урожаи, выращивать великолепные цветущие сады и разводить рыбу. Благодаря всему этому Сабейское царство было одной из самых богатых и величайших торговых империй древности. Мариб был монополистом на рынке двух самых редких и ценных продуктов древности — ароматических смол ладана и мирры. Их добывали из сока деревьев, которые росли в этой местности. Эти вещества широко использовались в древнем мире с ритуальными и медицинскими целями. Божественный аромат ладана и мирры использовали при царских дворах по всему миру (Источник).
------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Согласно широко распространённой традиции толкования, «Песнь Песней» Соломона была посвящена царице Савской, на что указывает стих 4 главы 1: «черна я, но красива» (nigra sum, sed formosa — на лытыни, μελαινά είμι και καλή —на греческом). В следующем стихе чернота возлюбленной Соломона связывается с «опалённостью солнцем», что семантически отсылает к Эфиопии: «не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня». На иврите и на греческом во втором стихе подчёркивается причина черноты (очернения, и даже чёрного более чёрного, чем само чёрное — nigrum nigrius nigro) — солнце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий