В книге "Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии" (Сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. Т.1. Власть в антропологическом дискурсе.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006) на стр. 307 опубликована беседа с Морисом Годелье, антропологом и специалистом по обществам Океании.
«Sciences humaines»: Как, по-Вашему, согласуется символическое и отношения реальной власти, к примеру, у баруйа, которых Вы изучали в Новой Гвинее?
Годелье: В действительности я провёл много лет у баруйа Папуа Новой Гвинеи Я смог наблюдать у них обряды, через которые они посвящают мальчиков в тайны происхождения космоса и человечества. В течение более десяти лет мальчики будут жить в мужском мире и будут готовиться к осуществлению господства мужчин над женщинами, а также представлять и защищать их общество. В девять лет мальчик должен покинуть свою мать и поселиться в доме мужчин — после того, как ему проткнули нос. Затем, в секрете от мужского дома, молодые люди в возрасте 15-20 лет, ещё не женатые, будут регулярно давать пить свою семенную жидкость мальчикам, которых только что резко отделили от женского мира. Эта практика означает, что мужчины стараются как бы «заново породить» мальчиков, но на этот раз без посредства женского тела. Их как бы «сверх-маскулинизируют», давая им в качестве пищи мужскую субстанцию, девственную по отношению к любому женскому загрязнению.
Комин П.В. Группа мужчин и подростков. Папуасы Новой Гвинеи. Индонезия, провинция Западный Ириан. 1962-1963 гг.
Ну, нечто подобное мне уже встречалось в контексте древнегреческой передастии. Эллинская педерастия произрастала из презрения к женщине, которую греки
считали низшим существом, находящимся на полпути между человеком (то
есть мужчиной) и животным или рабом, каковой тоже рассматривался как
скот. И, как мы видим, папуасы конгениальны грекам в контексте "женского загрязнения".
Мирча Элиаде в своей четырёхтомной монографии "История веры и религиозных идей" сообщает, что древние греки помещали душу — а позднее (у Алкмеона Кротонского) сперму — в голове. (Ср.: Onian. Origins of European Thought, pp. 107-108, 115, 134-136 sq.)
Неспроста, оказывается, у греков получила столь широкое распространение педерастия в среде философов. Читая диалоги Платона, иногда просто испытываешь тошнотворное чувство: там изображается как взрослые, даже престарелые мужчины специально приходят в палестры, где тренируются мальчики и юноши (как известно, греки тренировались обнажёнными), бесстыдно рассматривают тела мальчиков, отпускают в адрес понравившихся мальчиков сальные шутки, над которыми сами плотоядно хохочут, обсуждают, кто в какого мальчика влюблён и какие он подарки собирается ему дарить (особенно впечатляет начало диалога «Хармид»).
У философа и знание, и душа, и сперма - всё в одном месте, в голове. Всё оттуда проистекает. Сперма - она же прямо из головного мозга! Это же буквально философские мозги капают из пениса на землю... Там, в семени, и душа философа, и знание, и мудрость... Естественно, рано или поздно кому-то должна была прийти идея "причащаться" философской мудрости перорально.
Похоже на то, что папуасы одержимы теми же идеями, что и древние греки.
Вообще говоря, мужчины с гомосексуальными влечениями имеются в каждом обществе. Их немного, не более 4 - 5%, но они везде есть. И можно сделать предположение, что у папуасов баруйа с мальчиками "возятся" именно они. Ну не станут же все мужчины деревни жить в мужском доме, значит есть там у них какая-то особая категория мужчин.
Эти факты заставляют нас поставить "ребром" вопрос о связке патриархата с гомосексуальностью. Ведь если наши подозрения верны, то патриархальным воспитанием мальчиков занимаются у папуасов гомосеки. Именно они "прививают" мальчикам соответствующие "ценности", готовят их к "осуществлению господства мужчин над женщинами".
В рассказе Мориса Годелье интересны моменты, связанные с протыканием носа мальчикам (сразу вспоминаются "Кольца рабства") и с гомосексуальными эксцессами "в секрете от мужского дома". Хотелось бы расспросить антрополога, что значит "в секрете". Значит ли это, что практика "окормления" мальчиков является неофициальной, не входящей в традиционный перечень инициатических практик?
М. Годелье говорит, что "именно по причине своей нечистоты, связываемой с их телом, с менструальной кровью, истекающей из него, женщины реально и практически оттеснены от участия во власти". Странно, очень странно. Значит, если послушать папуасов, то выходит так, что женская менструальная кровь "нечистая", а их мужская сперма - "чистая". Хотя, как мы знаем, английское слово pollution ("загрязнение") и русское слово "поллюция" - непроизвольное семяизвержение у мужчин - происходят от позднелат. pollutio — марание, пачканье. Если сперма такая чистая, чего же папуасы "окормляют" ею мальчиков "в секрете от мужского дома"?
Комментариев нет:
Отправить комментарий