26 октября 2022

Синь-камень Верхнего Дона и его британский "визави".

Мара Рушева в статье "Конь-камни Верхнего Дона" сообщает:

"Название Конь-камень имеют в бассейне р. Дон два самых известных мегалита. Один из них расположен  на берегу р. Дон напротив пос. Долгое Данковского р-на Липецкой области, другой – в верховьях р. Дон, на берегу крупного притока Красивая Меча у села Козье Ефремовского района Тульской области. Данковский мегалит весом около 10 тонн, самый крупный в группе камней, расположен на невысокой горе Чёрный Яр (Городок), второе и более обычное название его – Синь камень (иногда фигурирует название Кудеяр-камень). Ефремовский мегалит Конь-камень весом около 20 тонн также расположен в группе камней, представлявших, по мнению некоторых исследователей, «тульский стоунхендж». Сам Конь-камень стоит на трёх относительно небольших камнях-подставках, подобно целому ряду сейдов севера Восточной Европы.

Что касается мегалитов с названием Синь-камень, то основной их характеристикой является синеватый цвет (иногда только во влажном состоянии), что в мифологическом плане предполагает связь с синими божествами. Следует отметить, что древнегреческому божеству Посейдону в образе морской волны принадлежал эпитет цианохет, причём известный перевод «черноволосый» не точен, поскольку циан является цветом от голубого до синего и смеси синего и зелёного. У Гомера Посейдон описан «с волосами цвета морской волны», в поэзии Жуковского как «лазурнокудрявый». Посейдон связан с лошадьми, имел зооморфную ипостась коня, и в конском обличье был близок Деметре, богине земли (В более поздних древнеримских мифах Посейдона заменяет Нептун, также связанный с лошадьми)".

В связи с мегалитами под названием Синь-камень нельзя не вспомнить про голубые камни Стоунхенджа...

Один из голубых камней Стоунхенджа.

Это долерит. Намоченный водой долерит синеет, этот же цвет можно увидеть и в свежем сколе камня. Отсюда и возникло такое красивое "цветное" название - голубые камни.

Реконструкция Стоунхенджа. Голубые камни - самые "мелкие".

Голубым камнем является и главный камень Стоунхенджа - "пяточный".


 

"Пяточным" ('Friar's Heelstone' - 'пятка бегущего монаха') окрестил его Обри, как считалось, потому, что заметил на нём небольшую выемку, напоминающую след от пятки. Однако учёный скорее всего записал со слов местных жителей старинное название, сохранившееся от древних бриттов, которые именовали камень "солнечным" (кельтское слово haol - "солнце" - звучит похоже на английское heel - "пятка").

В этой связи интересно отметить, что "пяточный" камень имеет явно выраженную фаллосообразную форму. И направлен он в сторону кольца мегалитов. 

Очевидно, это аналог всем знакомого знака.


Но не стоило бы воспринимать этот знак в его самом низменном и профанном аспекте. Ведь кольцо может быть и "воротами рая", или "воротами Валхаллы" для павших воинов. Кстати, известно, что обитатели Англии бронзового века наносили на свои тела голубую татуировку. Пережиток этой древней традиции сохранился в Шотландии ещё в средние века, о чём нам поведал фильм "Храброе сердце" (Braveheart).
 

Значит, голубой цвет и голубые камни как-то связаны со смертью. Или, может быть, с голубым Небом, где обитают души умерших.  Имя Стоунхендж происходит от древнеангл. Stan Hengues - "Висячие Камни". А имя чародея Мерлина, которого Гальфрид Монмутский называет строителем Стоунхенджа, выводят из искажённого имени древнекельтского бога Мэрддина. Тут, в имени этого бога, звучит индоевропейская лексема *mrt- , которая присутствует и в слове "смерть".

Какую же смысловую нагрузку несёт Стоунхендж? Сразу же можно ответить: британский монумент служит гробницей. Стоунхендж буквально поставлен на людском прахе, он связан с ним. В радиусе приблизительно 35 км от Стоунхенджа найдено около 350 курганов - больше, чем в любом другом районе Британии. Память о поклонении предкам в этом месте остаётся в веках, и зафиксирована она в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского. Он пишет, что Стоунхендж был построен волшебником Мерлином как надгробие бриттским воинам, вероломно убитым в этом месте саксами (Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. - М., 1984, с. 88-89).

Конечно, Стоунхендж был сооружён в те времена, когда на Альбионе никаких бриттов, а тем более - саксов, и в помине не было. Стоунхендж начали строить иберы около 3020-2910 гг. до н. э. и окончательно завершили строительство около 2440—2100 до н. э. (Википедия). Бритты являются кельтским племенем, а в то время кельтов даже и в проекте не было. Они появились где-то в Центральной Европе только тысячелетием спустя, а туманный Альбион окончательно покорили только ок. 400 года до н. э. Гальфрид Монмутский, конечно, и не подозревал о существовании иберов, и приписал строительство Стоунхенджа бриттскому волшебнику Мерлину.

В древности не было писателей-фантастов. Писательство заключалось не в выдумывании фикций, а в фиксации, "закреплении" на бумаге того, что "носилось в воздухе" в виде легенд, мифов, рассказов и т. п. Таким писателем был, например, Плутарх: он писал о том, что слышал от других людей, путешествовавших в другие страны. Что они ему сообщили, о том он и поведал; за что купил, за то и продал. Поэтому, вполне возможно, что и в описаниях Гальфрида Монмутского сохранились осколки древней, до-бриттской традиции. Вполне возможно, что иберы соорудили эти кольца мегалитов на месте ещё иберийских могил. Конечно, они имели многофункциональное значение: можно предполагать, что здесь происходили обряды инициации, голубые камни исцеляли древних паломников, здесь собирались люди во время праздников и водили хороводы... Много чего можно предполагать.

Тайна Стоухенджа умерла вместе с иберами. Они знали ответ на вопрос: зачем? Кельты уже не знали, а мы - и тем паче. Современные "догадки" о том, что это якобы было древней обсерваторией, просто смешны. Чтобы наблюдать солнце в день летнего солнцестояния, совсем необязательно стаскивать многотонные камни за сотни километров.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий