22 августа 2023

Поселение Кастри на Сиросе: крепостные стены или террасы?

Ю. В. Андреев в своей монографии "Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы" приводит план поселения Кастри близ Халандриани на о. Сирос.

Из комментария автора следует, что "Кастри занимало северо-восточный склон высокого холма. Общая площадь поселения составляла около 3600 м2. С трёх сторон его окружала довольно мощная оборонительная стена (рис. 5), с четвёртой (юго-восточной) стороны поселение было защищено крутым и обрывистым склоном холма. Длина стены в её сохранившейся части — 71.5 м, высота — 1.34 м, толщина колеблется между 1.3 и 1.8 м. Снаружи к стене было пристроено шесть полукруглых «бастионов» или, может быть, башен. В стене были устроены три нешироких прохода, один из которых (в «бастионе В») закрывался специальной дверью. Несколько ниже основной оборонительной стены перед линией «бастионов» сохранились остатки ещё одной стены или, может быть, просто ограды, значительно уступавшей первой в мощности (толщина — от 0.9 до 1.15 м) и, видимо, также в высоте (в противном случае, как указывает Цунтас, нападающие враги легко могли бы перепрыгнуть с одной стены на другую). Вся эта сложная конструкция оборонительных сооружений Кастри была явно рассчитана на защиту поселения от внезапного нападения со стороны моря. Даже преодолев первую из стоявших перед ними преград, нападавшие должны были потратить ещё немало времени и сил для того, чтобы перебраться также и через вторую стену. Внутреннее пространство поселения между оборонительной стеной и обрывом было довольно плотно и без всякой видимой системы застроено небольшими, неправильной формы домами с тонкими стенами, сложенными из мелких плит песчаника. Некоторые из этих домов были вплотную пристроены к оборонительной стене".

Я позволю себе усомниться в авторской интерпретации плана раскопок. Поселение располагалось на склоне крутого обрывистого холма. Стало быть, прежде чем строить домики, надо было выровнять строительный участок. А для этого нужно было насыпать земли на склоне холма. А чтобы землю не смыло дождями, требовалось построить каменные террасы. Примерно как на нижеследующем рисунке, который я нашёл в Сети по запросу "террасирование".


С военной точки зрения, совершенно глупо строить крепость под крутым и обрывистым склоном холма. Потому что вероятный противник заберётся на холм и оттуда не даст жителям поселения высунуть головы из их домов. Настоящие замки и крепости всегда строятся на самой вершине холма, а не под холмом.

Так что, вполне возможно, что в полукруглых «бастионах» росли какие-нибудь деревья.

Ю. В. Андреев не сам выдумал эти «бастионы», а ссылается на К. Ренфрью. Он пишет: "Несомненно, прав К. Ренфрыо, полагающий, что начиная с периода «культуры Керос-Сирос» война и пиратские набеги становятся регулярным промыслом среди мужской части населения архипелага наряду с рыболовством и отчасти, видимо, также торговлей". Какая, блин, торговля?! Сам же Ю. В. Андреев пишет, что население всех этих "квазигородов" состояло исключительно из крестьян, а крестьяне, как всем известно, живут натуральным хозяйством. Крайне сомнительно, чтобы в Эгеиде около середины III тысячелетия до н. э. существовала оживлённая торговля между островами. Спустя тысячелетие, в эпоху "талассократии Миноса", я ещё поверю в то, что можно было жить пиратством. На Крите появились большие, вместительные корабли,

  

бороздившие Эгейское море вдоль и поперёк. Но что взять с утлого судёнышка культуры Керос-Сирос? Рыбный улов? Не проще ли самому наловить рыбы, чем неделями ждать в засаде проплывающую мимо лодку рыбаков?

Ю. В. Андреев далее пишет: "В своей статье 1974 г. Ренфрью, основываясь главным образом на находках украшений в кикладских некрополях, предлагает квалифицировать островные общества III тыс. до н. э. как «индивидуализированные вождества» (individualizing chiefdoms). В этом плане он ставит их в один ряд с более поздними дворцовыми государствами минойского Крита и микенской Греции, а также с аналогичными политическими образованиями у кельтов, древних майя и т. п".

Опять "нестыковочки". В эгейских поселениях не обнаружены никакие признаки вождества. В Трое I-II они явно присутствуют, - это большой "мужской дом", где пирует вождь со своей дружиной, - но на планах раскопок Полиохни и других эгейских "квазигородов" ничего подобного не обнаружено. От К. Ренфрью исходит "бла-бла-бла" пустопорожнее. А ставить в один ряд минойцев и кельтов — это я вообще считаю культурологическим дилетантством.

Комментариев нет:

Отправить комментарий