22 февраля 2023

Патриархат у папуасов.

Из статьи Н. А. Бутинова "Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и северо-западной Меланезии)" следует, что "на Новой Гвинее и в Северо-Западной Меланезии до прихода европейцев общинно-родовой строй переживал стадию расцвета".

Автор описывает подсечно-огневое земледелие и говорит, что "в целом подтверждается то, что писал о папуасах и меланезийцах Н. Н. Миклухо-Маклай: «Мужчина берёт на себя главные и более трудные работы (постройку хижин, тяжёлую работу на плантациях, рыбную ловлю, охоту и т. д.). На женщине лежат уход за детьми, лёгкие работы на плантациях: им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома — носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи и т. д. Кормление свиней и собак лежит на них же».

Мужской и женский труд отличаются один от другого, однако, не только по своим функциям, но и по своему характеру. Мужчины обычно работают группами, а женщины в одиночку. Эту закономерность отмечают все исследователи, ведшие полевую работу. Обобщая их наблюдения, Я. Хогбин и К. Веджвуд сообщают о «постоянной группе в деревне, состоящей из работоспособных мужчин». Э. Шлезиер пишет о труде женщин: «Только в исключительных случаях, например при приготовлении саго, женщины работают сообща».

К этому можно добавить, что, хотя мужчины обычно трудятся группами, ряд операций они тоже выполняют в одиночку: в частности, труд на огородах поделён так, что часть операций выполняет группа мужчин, а часть — семья, состоящая из мужа, жены и детей. Расчистка участка в лесу от деревьев, возведение забора для защиты огорода от кабанов, первичное вскапывание земли — дело группы мужчин. С теми орудиями труда, какими располагали папуасы и меланезийцы (а кое-где эти орудия и сейчас применяются), такие трудовые операции, по мнению Я. Хогбина, требуют объединения усилий 10—12 мужчин. Столько же примерно мужчин участвует в ловле рыбы.

Группа мужчин не всегда одинакова по размерам и составу: кто-то может из-за болезни не участвовать в труде, кто-то может прийти из другой деревни и поработать день-два в порядке взаимной помощи. Но часть рабочей группы остаётся постоянной, неизменной. Это — «нуклеус», константа, «фиксированная единица совместного труда», — так называют её Э. Чоунинг и У. Гуденаф.

Таким образом, отчётливо выделяется одна «константа» — группа мужчин. Вторая постоянная величина, или «константа», — это семья, состоящая из мужа, жены (или двух, иногда трёх жён) и детей. После того как участок расчищен от леса, поваленные деревья сожжены, забор возведён, земля вскопана, его делят на семейные огороды. И каждая семья самостоятельно сажает на своём огороде таро, ямс, сладкий картофель, следит за созреванием, производит прополку и затем ежедневно собирает урожай. Перечисленные трудовые операции не требуют объединения усилий группы людей. Выполнение их падает в основном на долю женщин. Но глава семьи тоже работает на своём семейном участке.

Хозяйственные коллективы на Новой Гвинее и в Северо-Западной Меланезии невелики по размерам, в среднем 30—40 человек (включая стариков и детей). Такой хозяйственный коллектив либо образует отдельное поселение, либо занимает в деревне обособленную группу хижин (вемун). В вемуне один мужской дом и несколько (в среднем пять-шесть) женских хижин. Деревня в целом редко выступает как хозяйственная единица. Основные функции деревни социальные: защита от нападений извне, проведение празднеств, обрядов и т. п.

Ядро вемуна составляют те, кто здесь родился, постоянно живёт и находится друг с другом в родстве. Вемун, однако, не замкнут, в него можно прийти извне. Если в вемуне с разрешения его жителей поселится одинокий человек, не связанный ни с кем родством, то в скором времени он как бы врастает в местный круг родственников и его станут называть независимо от возраста того, кто говорит, — «родичем», а в зависимости от возраста того, кто говорит, — «братом», «отцом», «сыном». Другой способ прийти в вемун извне — связать себя с одним из его постоянных членов брачными узами. Поэтому все отношения между людьми в вемуне выступают в форме родственных отношений".

Автор говорит, что в настоящее время большинство мужчин прибрежных деревень живут в хижинах, каждый со своими женой и детьми. "Но в прошлом все мужчины жили отдельно от жён и детей, в мужских домах. Немалую роль в переселении мужчин из мужских домов в семейные хижины сыграли христианские миссионеры. Что касается племён, живущих во внутренних районах больших островов, то здесь сохраняются в прежнем виде мужские дома и жизнь течёт так же, как и раньше.

Стремление мужчин жить отдельно от женщин и детей, конечно, имеет свои пределы. Муж посещает женскую хижину, а иногда и ночует в ней. Муж и жена часто работают вместе на огороде. Но когда они возвращаются с огорода в вемун, то становятся как бы чужими друг другу: муж идёт в общий мужской дом, жена — в свою женскую хижину.

Если изучать семейную жизнь папуасов и меланезийцев, не выходя за пределы вемуна, можно прийти к выводу, что семьи у них вообще не существует. К такому заключению, в частности, и пришли некоторые исследователи. Если же изучать семейную жизнь, не выходя за пределы семейного участка на общем огороде, то может сложиться впечатление, что семья это основная хозяйственная ячейка. Такой вывод тоже часто встречается в трудах о папуасах и меланезийцах. Более внимательно подошёл к данному вопросу К. Шмитц. Он изучал семейную жизнь в племени комба и отметил, что на огороде семья — на первом плане, а в деревне — на последнем".

"Время от времени в вемуне собирается совет мужчин — таманиак (букв. «все вместе»). По каждому обсуждаемому вопросу обязаны выступить все (кто не выступит, тот, согласно местному верованию, заболеет). Решение принимается большинством голосов, и оставшиеся в меньшинстве обязаны ему подчиниться. Если в группе мужчин несогласия, раздоры, то устраиваются празднества, делаются подарки, пока не будет опять «одно сердце». 

Все мужчины вемуна — члены одного рода, родичи. Но это родство особое, отличное от того, что мы называем кровным родством. Можно не иметь друг с другом никаких генеалогически прослеживаемых семейных и межсемейных связей и всё же быть членами одного рода. В племени кума почти половина членов рода приходит в род извне и как бы врастает в него, оформляя затем факт врастания фиксацией общего происхождения. По мнению М. Рэй, папуасы кума умышленно не прослеживают генеалогии далеко в прошлое, чтобы облегчить и ускорить врастание чужаков в род.

Общая еда, особенно ритуальная, — очень важный фактор в создании такого родства. В. Я. Пропп, обративший внимание на этот фактор при изучении волшебной сказки, пишет: «Общность еды создаёт общность рода». Супруги Р. и JI. Макариус отметили у многих племён наличие «пищевой экзогамии»: люди, которые вместе едят, не могут вступать друг с другом в брак. Возможность брака для них исключена, очевидно, потому, что общая еда создаёт между ними родство. Такое родство по еде — специфика общинно-родового строя.

В создании такого родства участвуют помимо общей еды и многие другие факторы. Люди племени кума называют данное родство дугум, что на их языке означает одновременно и род, и группу людей, которые совместно трудятся. Следовательно, совместный труд — второй важный фактор в создании вышеназванного родства. Я. Хогбин о жителях Бусама пишет: «Мужчины и женщины, которые регулярно сообща трудятся и вместе едят, смотрят на себя в результате этого как на братьев и сестёр».

Проживание людей в одном вемуне — необходимое условие постоянного совместного труда — выступает как третий фактор в создании такого родства. «Совместная резиденция, — пишет Л. Лангнесс о племени бена-бена, — создаёт родство». Племена Звёздных гор называют такое родство кага мисоль (кага — «люди», мисоль — «нос»); букв, «люди, соприкасающиеся носами» — так здесь в образной форме выражают наличие между людьми тесных постоянных контактов".

-------------------------------------------------

Здесь очень хорошо, "рельефно", обозначены все три столпа, на которых держится конструкция патриархата.

1. Мужской дом как исключительно мужской "междусобойчик". Это аналог нашего российского сельского совета. Одним словом, власть. Приближение женщин к власти карается смертью. Фактически, это половой апартеид. 

2. Мужской «нуклеус», из которого может развиться (при разных обстоятельствах) и банда, и орда, и дружина. То есть, это физическая сила. И это - структура, организация, потенциальное вождество.

3. Пренебрежение кровно-родственными связями и акцентирование социального родства: мой брат - тот, с кем я вместе трапезничаю. Это уже начала государственной идеологии. См.: Совместные трапезы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий