Джеймс Фрэзер в своей "Золотой ветви" приводит многочисленные примеры того, как в архаических обществах женщины помогают своим мужьям-охотникам. Так, у баньянколе, племени с юга Уганды, "когда мужчина находится на охоте, его жена воздерживается от половых сношений с другими мужчинами". У тонга или ронга с юго-востока Африки, когда мужчины находятся на охоте, женщины также строго соблюдают правило воздержания. Г-н Юнод, крупный специалист по этому племени, пишет: "Старый Макхани заверял меня, что невоздержанность жены, находящейся дома, приведёт к тому, что на её мужа нападёт дикий зверь или он будет убит далеко в глуши". У вауа, племени, обитающем на восточных границах бывшего Камеруна в Экваториальной Африке, охотники перед отправлением на охоту соблюдали воздержание в течение трёх дней, чтобы их не убили животные. Если жена не сопровождает своего мужа в экспедиции, то она обязана оставаться в своей хижине всё время его отсутствия. Прежде всего она должна соблюдать строгое воздержание. Если охота несколько раз была безуспешной, охотники обвиняют своих жён в неверности и приглашают колдуна, который изгоняет из них злого духа. Если невезение продолжается, женщин подвергают пытке ядом, чтобы выявить виновную, которая своей распущенностью принесла деревне неудачу. У вачамба, племени из Усамбара в Центральной Африке, пока охотник находится в лесу, его жена дома не должна вступать в половую связь с чужаком. Ей запрещено принимать в гости других мужчин у себя в доме. Только её ближайшие родственники могут есть вместе с ней. Считается, что если она не будет соблюдать этих ограничений, то её муж заболеет или погибнет в лесу. Рассказывая в целом о племенах банту из Центральной Африки, автор, живший среди них двадцать девять лет, пишет, что "табу охотника касаются также его жены, а законы, обуславливающие успех охоты, многочисленны и сложны. Один из первых и самых важных законов, определяющих удачу охотников — незыблемая верность мужа и жены во время отсутствия первого. Если женщина изменяет мужу, пока он находится на охоте, то ему грозит неудача, опасность со стороны диких животных и даже смерть".
Болдинская осень 1830 года считается наиболее продуктивной творческой порой в жизни А. С. Пушкина. Из-за холерного карантина он задержался в Болдино на три месяца, и во время этого вынужденного затворничества была завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написана поэма «Домик в Коломне» и 32 лирических стихотворения.
Если сравнить поэтическое творчество с охотой, тогда стихотворения = дичь. Муза нашёптывает стихи поэту на ушко, а Хозяйка зверей посылает охотнику дичь. Муза очень ревнива, и она терпеть не может присутствия других женщин. То же касается и Хозяйки зверей. Если у охотника имеется жена, то она должна затаиться, вести себя "тише воды, ниже травы", - иначе у мужа не будет охотничьего "фарта" (удачи, везенья).
Муза "возилась" с Пушкиным в Болдино потому, что он был там в одиночестве, и его невеста - Наталья Гончарова - тоже пребывала в одиночестве.
В. С. Васильковский, "Поэт и муза". |
В общем, поэтическое творчество - процесс в высшей степени интимный. Муза, как любая женщина, требует к себе внимания; и поэзия без концентрации внимания, доходящей до медитации, не состоится. Ну, то есть, примитивное "стихоплётство" возможно, но подлинная поэзия рождается в "звенящей" тишине.
Так же обстоит дело и с охотой. Для удачи охотнику нужно заручиться поддержкой Хозяйки зверей, а для этого ему надо отрешиться (хотя бы на время) от женского пола, чтобы и духу их не было.
Кстати, говорят, что и боксёры перед выходом на ринг воздерживаются от сексуальных отношений, "постятся" как охотники. Женщины - наоборот - в сексе "наливаются", "накачиваются" энергией, и им тренеры даже советуют заниматься сексом накануне важных соревнований, а вот мужчины в сексе "истощаются", теряют энергию. И Хозяйка зверей не польстится на таких тщедушных, бессильных мужчин.
Здесь, конечно, возможны и другие подходы, истолкования с других точек зрения, так как это явление взаимного воздержания охотника и его жены имеет, конечно, и другие аспекты. Тут сразу припоминается поговорка "муж и жена — одна сатана", или как древнеримские девушки клялись при совершении бракосочетания: "Где ты будешь Гай, там и я буду — Гайя". Но это истолкование требует написания отдельной статьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий