Интересная запись - Смысл голой груди (гипотеза) - появилась у chispa1707.
"На картинах прошлого чаще всего обнажена именно грудь, причём, даже в тех случаях, когда вкладывать в картину эротический смысл нет никакой надобности. Очень часто обнажена какая-то одна грудь. На мой взгляд, это намёк на обряд усыновления: достаточно было покормить человека грудью (от 3-х до 5 раз), как он становился сыном кормилицы и родственником для всей её родни. Именно так ставили на царство людей талантливых, но недостаточно родовитых. И именно так приводили в подчинение какую-то часть вассалов (не всех). Женщина, с обнаженной грудью, призывающая к мятежу, напоминает избранной публике (своим названным сыновьям), что они - её дети, а потому обязаны подчиниться её воле".
В качестве иллюстрации chispa1707 приводит гравюру с Мариной Мнишек.
Я добавлю к этому картину Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ".
chispa1707 прав, когда говорит про обряд усыновления. Именно с этим обрядом связан обычай, сохранявшийся на Кавказе вплоть до XX века, по которому мужчина избегал расправы со стороны "кровников", если ему удавалось спрятаться от них "под женской юбкой". Наверно, с этим же связан и древнеримский обычай, согласно которому весталка могла помиловать преступника, ведомого на казнь, если он встречался ей на улице. Может быть, весталки ходили с обнажённой грудью?Комментируя изображения крито-минойских жриц, я уже высказывал своё предположение о том, что обнажённая грудь может быть свидетельством высокого социального статуса.
Ну, здесь можно отчасти сравнить эту жрицу со средневековыми русскими князьями, в обязанность которых входило устраивать регулярные пиршества для своих дружинников. По аналогии с князьями, на жрицу смотрели как на "женщину, которая даёт". И в буквальном [1], и в переносном смысле.
С другой стороны, можно провести аналогию с капитолийской волчицей, которая дала грудь близнецам Ромулу и Рему, выкормив их своим молоком.
Вообще, в архаических культурах сплошь и рядом встречаются женские фигурки с выпяченными грудями, как бы предлагающие накормить весь мир. Вот, например, архефакты из ближневосточной Халафской культуры (середина 6-го—начало 5-го тысячелетия до н. э.).
Понятно, что эти фигурки являются ни чем иным как аллюзиями на Мать Землю.
Самый первейший атрибут Матери — она Кормилица. Ну, в принципе, и всякая женщина, проявляя свои божественные качества, открывается миру как кормилица — и домашних животных, и людей. И мы видим греко-микенских женщин с обнажёнными грудями. Они как бы говорят окружающим их людям: "Приидите к нам все труждающиеся и обременённые, и мы накормим вас".
Фреска из дворца в Пилосе |
Конечно, это всё было в до-государственных обществах, когда женщины владели всем тем, что они сами производили. Даже и в патриархальном микенском обществе долгое время именно женщины-мастерицы, свезённые отовсюду в царские цитадели, производили там львиную долю материальных богатств. У греков классической эпохи жёны большую часть времени проводили с рабами, опять же возглавляя производство материальных ценностей.
Но, конечно, главной ценностью является то, что целомудренно выражено на фреске из Помпей.
В историческом фильме "Спартак" (США, 1960) показано, что весь сыр-бор разгорелся из-за женщины. Может быть, так оно и было на самом деле... И здесь мы плавно переходим к тому, с чего начали, то есть к Марине Мнишек и образу "Свободы, ведущей народ".
Очевидно, этот образ диаметрально противоположен понятию "расхристанности". Прилагательное расхристанный – разговорное слово, означающее «одетый небрежно, неряшливо, в расстёгнутой или изношенной, разорванной одежде». Но это слишком обширная тема, - тут нужно писать отдельную большую статью, - а время уже позднее, надо готовиться ко сну.
---------------------------------------------------------------------------
[1] Я имею в виду т. наз. "священную (или храмовую) проституцию".
Комментариев нет:
Отправить комментарий