09 июля 2025

О "пробных браках" у семитов.

Хайде Гёттнер-Абендрот рассказывает о брачных обычаях у семитов-аккадцев в середине 3-го тысячелетия до н. э.

Девочку-невесту для своего сына выбирал отец жениха, и с тех пор она жила в доме своего свёкра, чтобы фактически быть служанкой до свадьбы.

Это так называемый "пробный брак". За девочку был уплачен немалый калым, и покупатель "товара" должен был убедиться, что "товар" качественный. Если девочка на поверку оказывалась глупой и ленивой "неумехой", её могли вернуть назад родителям. Типа, нам такого "добра" не надо. 

Интересно, что у многих северных народов (например, у чукчей) практиковался подобный вид брака, только наоборот: молодой жених приходил в стойбище своего потенциального тестя и должен был продемонстрировать все свои самые лучшие качества. Как правило, он показывал своё усердие в работе, и через год или два тесть принимал решение, нужен ли ему такой зять.

Кажется, у древних евреев были в ходу оба брачных обычая. 

С одной стороны, согласно Библии (Бытие 30:25–33), патриарх Иаков пас стада своего дяди Лавана 20 лет. Первые 14 лет Иаков работал не за плату, а за двух своих жён, дочерей Лавана, оставшиеся 6 лет он получал плату домашним скотом.

С другой стороны, некоторые толкователи указывают на обычай "пробного брака", которым воспользовался Иосиф, когда он уже в преклонном возрасте обручился с Девой Марией, будущей матерью Иисуса (Мф. 1:18 и след.).

Существует также мнение, что ранние христиане использовали обычай "пробных браков" как формальное прикрытие и оправдание своих "духовных браков". "Духовный брак" имел чисто практическое значение: если девушка-христианка, уходя из языческого дома во избежание брака по принуждению, лишалась таким образом приюта и защиты, она находила их в доме брата-христианина; в то же время она заботилась о нём, содержала домашнее хозяйство, работала в огороде... При этом в "духовном браке" сексуальные отношения не имели места (по крайней мере, от них воздерживались). Говорят, что в этом обычае можно увидеть отголосок древнееврейской традиции, позволявшей помолвленной (обручённой) невесте жить в течение года в доме жениха, не вступая с ним в брачные отношения.

В какие же архаические "глубины" уходят корни этого обычая!

Я думаю, сосуществование двух разных брачных обычаев у древних евреев можно объяснить состоятельностью семьи жениха. Если жених был из богатой семьи, то за девочку платили калым и "пробовали" её в доме у жениха; если же жених был их бедной семьи, то он сам шёл в батраки к тестю и доказывал ему, что он не "рукожопый", что он "ценный кадр", что ему можно доверить дочь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий