09 июля 2025

Немного про амореев.

«Амореями» мы называем то племя, или племена, которые по-шумерски обозначались идеограммой MAR-TU, по-аккадски термином 'amurru.  Наиболее правильным будет понимать термин mar-tu // amurru с самого начала как обозначение страны света, а именно запада. Жители Двуречья часто приме­няют этот термин — «западные» — к проникающим в то время за Евфрат племенам. То, что жители Двуречья называют эти племена «амурру», указывает лишь на на­правление, в котором они двигались, и не означает непременно их тоже­ства с населением сирийских гор Амурру. «Амурру» в эту эпоху ни в коем случае не является самоназванием «восточно-ханаанейского» (или западно-семитского) племени или племён.  В I тысячелетии до н. э. термин «Амурру» применяется ассирийцами и вавилонянами для обозначения Сирии вообще (приблизительно в том же смысле, что и «Хатти»).

Что мы знаем о племенах «амурру» в Двуречье? Люди, называемые mar-tu, появляются в массовом количестве начиная с III династии Ура и в особенности получают большое распространение после её падения. Во главе  их стоят весьма   многочисленные   «старшины   западных» (ugula mar-tu). Создаётся впечатление, что термин «амур­ру» превращается в нечто вроде обозначения профессии — может быть, наёмников,  стоявших под началом специальных «старшин».

Текст Ибн-Сина назы­вает их «врагом, никогда не знавшим города». Ещё характернее текст, опубликованный Chiera.

«Для горца   оружие — товарищ,

Он вырывает тмин у подножья горы, он не знает подчинения,

Он ест неварёное мясо,

За всю свою жизнь он не знает дома,

Своего мёртвого товарища он не погребает.

(Теперь же) Амурру владеет домом (?)».

Приведённое выше вавилонское письмо рисует даже «мирных» «амореев», живших в домах (видимо, "отжатых" у земледельцев) и находившихся под началом «старшины амореев». Они, подобно "реестровым" казакам в России, числились на службе вавилонского государства. Большинство «орга­низованных» амореев состояло из давно вавилонизованных лиц, жив­ших в самой Вавилонии и носивших аккадские имена. Этот процесс вавилонизации и перехода к земледелию хорошо отображён в приведённом выше тексте.

«Старшины амореев» не всегда были, однако, на службе вавилонского государства, а были самостоятельными, даже могущественными вождями. Они могли проводить собственную политику.

К числу «аморейских» племён нужно отнести племя суту, жившее на среднем Евфрате в III и во II тысячелетиях до н. э. и вместе с хабиру принимавшее участие в нашествии на Палестину. Термин sutu закономерно соответствует имени библейского «патриарха» Сифа (Seth), одного из сыновей Адама, считавшегося предком родственного израиль­тянам племени моавитян, подобно тому как другой сын Адама— Каин—считался предком племени кенитов. Можно считать установленным, что племенной союз Израиль сложился из части «хабиру» (они же, вероятно, приевфратские «амореи») и некоторых палестинских семит­ских племён.

Известно, что ряд правителей принимал титул «отца амореев». Но наиболее интересным «восточно-ханаанейским» термином для вождя является dawîdum, «давид», как назывались, судя по текстам из Мари, вожди ряда племён и областей, например, племени Бин-Ямина. Этот термин даёт лишнюю связь «амореев» с Израилем. Имя знаменитого израильского царя Давида, очевидно, было, таким образом, первоначально нарицательным: «вождь», «предводитель»; настоящее же его имя было, возможно, Баалханан. (Похоже на скандинавское "Олег", которое было особым титулом, подчёркивающим сакральный характер власти его носителя.) 

О культуре «приевфратских амореев» мы знаем крайне мало. Незначительность влияния «амореев» на вавилонскую культуру видна из данных языка — той надстройки, в которой обычно бывает легче всего отличать своё от заимствован­ного. В самом деле, в аккадком языке до сих пор не удалось установить какие бы то ни было бесспорные заимствования из «аморейского» или дру­гих западносемитских языков. Это говорит о культурном убожестве амореев.

К числу собственно «аморейских» или восточноханаанейских бо­жеств нужно прежде всего отнести «бога» par excellence, бога Эла. Упоминается он чрезвычайно часто и является, очевидно, верховным божеством «амореев». Возможно, что различались «Элы» различных пле­мён. Из женских божеств наиболее важной является богиня Анат. «Дева» Анат, согласно текстам из Угарита (Рас-Шамры), является дочерью или внучкой Эла. Чрезвычайно частым божеством является бог Йерах (в написании е-га-ah, (i)a-ra-ah), очевидно, световое (лунное) божество.

(Из статьи И. М. Дьяконова "Амореи")

Комментариев нет:

Отправить комментарий