Клаус Шмидт говорит, что в Иерихоне найдены останки 491 человека эпохи докерамического неолита, причём полностью сохранилось только 200 скелетов. Немецкий антрополог Готтфрид Курт "обратил внимание на то, что обнаружены останки меньшего количества людей, чем можно было ожидать, и что среди останков явно преобладала группа молодых людей времени докерамического неолита А и В".
"Что стоит за этим иерихонским фактом?" - задаётся вопросом К. Шмидт. - "Ясно, что выявленные пропорции смертности не характерны для иерихонского общества эпохи неолита. Данные находки не являются материальными свидетельствами естественного биологического процесса; очевидно, здесь имели место определённые манипуляции. Среди иерихонских умерших группа молодых людей должна была бы составлять меньший процент, чем тот, что был выявлен, иначе у популяции почти не оставалось шансов выжить. Из этого, очевидно, можно сделать вывод, что район Иерихона был предпочтительным местом погребения небольшой группы людей, умерших в молодом возрасте. На вопрос "почему?" в любом случае вразумительного ответа нет. Однако можно, по крайней мере, осторожно предположить, что люди, умершие в молодом возрасте и похороненные в Иерихоне, относятся к особой группе - к группе, для которой уже при жизни действовали особые правила, и с телами умерших её членов нужно было поступать соответствующим образом. Не углубляясь далее в гипотезы, следует лишь подумать над вопросом: а не являемся ли мы свидетелями человеческих жертв, похороненных в Иерихоне, в то время как "нормальные" умершие хоронились в других местах?"
Ну и далее К. Шмидт - мимоходом - касается темы иерихонских черепов. С помощью глины или гипса им восстанавливали лицо, причём глаза часто заменяли раковины каури. В отдельных случаях на щеках и лице отмечены рисунки. Нет ответа на вопрос, стремились ли тогда люди к изображению лица умершего, т. е. пытались ли изобразить его лицо близким к портретному сходству, или хотели лишь представить некий идеальный образ.
Лично я более склоняюсь к идеальному образу, исходя из позднейших египетских погребальных масок, которые не имели ни малейшего сходства с лицом умершего человека.
Во всяком случае, у нас имеется реконструкция одного из иерихонских черепов.
Результат реконструкции. Источник картинки. |
А это оригинальный "оштукатуренный" череп |
Результаты реконструкции показали, что у древнего жителя Иерихона были испорченные зубы и что во взрослой жизни он ломал нос, но перелом успел срастись. Также имелись признаки обматывания головы в младенчестве — распространённого во многих культурах обычая, направленного на придание голове желаемой формы.
Теперь я немного пофантазирую.
Как известно, молодым петухам, когда они подрастают, отрубают головы. Хозяйка, как правило, оставляет одного или двух петушков, чтоб они "топтали" курочек, а все остальные — в ощип, и в щи. Причём, хозяйка сначала наблюдает за поведением петухов и отрубает головы тем из них, которые отличаются агрессивным поведением, которые слишком жадные до еды, отгоняют кур от кормушки и жрут "в одну харю", гоняются и заклёвывают молодых курочек.
Может быть, и в натуфийских деревнях практивались подобные формы социального отбора? Тогда понятно, почему в Иерихоне обнаружены черепа молодых людей. Может быть, Иерихон был тюрьмой, мужской колонией? Или, возможно, он был чисто мужским поселением, типа "мужского дома"? Или там собирались изгои, изгнанные из своих деревень за совершение преступлений?
Комментариев нет:
Отправить комментарий