В записи Об экспансии "народов моря" между прочим говорилось, что, скорее всего, Троя была разграблена и сожжена "варягами" Бронзового века, которых называют "народами моря", с лёгкой руки древнеегипетских летописцев.
В книге Л.A. Гиндина и В. Л. Цымбурского "Гомер и история Восточного Средиземноморья" (М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996) приводятся некоторые свидетельства в пользу этой версии.
"Целый ряд героев похода [на Трою] явно не стремится возвращаться домой вообще, независимо от каких бы то ни было катаклизмов и препон по пути. Похоже, они и из Авлиды отплыли без намерения вернуться. Именно такое впечатление возникает, когда читаем у Аполлодора (Ер. 6,2) место о том, как Амфилох, Калхант и другие, оставив свои корабли возле разрушенного Илиона, пешком устремляются в Колофон к Мопсу. Или немногим ниже (Ер. 6,15) о том, как из прочих героев «одни поселились в Ливии, другие в Италии, некоторые же в Сицилии и на островах, расположенных вблизи Иберии. Эллины поселились также и на берегах реки Сангарис (к востоку от Троады. - Л. Г., В. Ц.), были и такие, которые поселились на Кипре». Тут же (Ер. 6,15а-b) Аполлодор частично раскрывает содержание данного пассажа; в Италию попадает фессалиец Филоктет, в Ливию - его сосед Гуней, жителей Коса забрасывает сперва на Андрос, потом на Кипр; спутники эвбейца Элефенора, погибшего в Трое, заплывают в Ионийский залив и поселяются в Эпире и т.д".
И далее авторы пишут: "Сказания Троянского цикла не дают нам права связывать события Троянской войны с цветущим позднемикенским периодом III В. <...> Это cкорее какой-то прилив героизма в преддверии коллапса и выпадения Ахейской Греции из средиземноморского баланса сил, накануне колоссальных перемен в картине этого ареала".
Чем можно объяснить, что греки-ахейцы, участники похода на Трою, не горели желанием поскорее вернуться домой в Элладу? Может быть, они знали, что не будут хозяевами в своих прежних домах?
Тут мне вспоминаются белые офицеры, которые пополняли Азиатскую дивизию барона Унгерна в Монголии. Почему они не возвращались в свои дома в России? Ну, это козе понятно: там красные комиссары сделали бы им "секир-башку". Очевидно, по той же причине и греки-ахейцы не спешили вернуться в свои дома. Там уже были другие хозяева. Может быть, дорийцы, или какие-нибудь иные "варяги"...
Поход на Трою надо рассматривать в общем контексте т. наз. катастрофы Бронзового века. Вторжения в Элладу северных "варягов" привели к общей разрухе и появлению множества "свободных радикалов", легко срывающихся со своих насиженных мест.
"Как мы помним, Тудхалияс IV (1265-1235 гг. до н.э.) столкнулся с новой для хеттских царей ситуацией «вакуума власти» на западе Анатолии из-за резко ослабевшего влияния Аххиявы в этом регионе. Царь Аххиявы вычёркивается из перечня великих царей, чьё могущество Тудхалияс считает равным своему. Археология говорит о том же: на 1240-е годы до н.э., может быть, немного раньше или немного позже, приходится нашествие народов «варварской керамики» на Микенскую Грецию. Показаниям клинописных документов из Богазкёя и разрушениям в Микенах, Тиринфе, Пилосе вторит легенда о гибели Эврисфея в Аттике и первом вступлении Гераклидов в Аргос. У нас нет оснований не верить традиции, когда она настаивает на кратковременности этого вторжения (ср. сообщение Аполлодора об эпидемии, разразившейся среди завоевателей). Как бы то ни было, все рассмотренные факты согласуются с версией о быстром отходе «первых Гераклидов» в более северные районы. Часть их могла смешаться с северогреческими, «дорийскими» в широком смысле племенами, отдельные же группы могли оставаться и на юге, входя в контакты и в союзы с владельцами отстраиваемых ахейских цитаделей.
Судя по всему, устои «великоахейского» стиля жизни, опирающегося на централизованное, бюрократизированное дворцовое хозяйство, за несколько лет потрясений оказались подорваны. Среди населения возникает сознание опасности жизни вблизи столь привлекательных для варваров и столь беззащитных перед ними столиц. Утрата политической стабильности увеличивает подвижность греков, подгоняемых предприимчивостью и страхом, ненадёжностью хозяйствования на старых местах и открывающейся перспективой поиска для жизни новых территорий за морем. <...> Как представляется, правители Микен, стремясь вернуть своё лидерство в Греции и заодно позиции в Анатолии, нашли удачное решение, направив владеющий греками миграционный порыв в русло давно апробированной и престижной акции - нового похода на отпавшую от греческого мира Трою. <...> Именно тогда правители Микен, провозгласив план похода на Илион, могли сплотить под своим началом, пусть на очень небольшой срок, такую армаду, о которой не приходилось и мечтать в пору стабильного благополучия".
Тут меня, конечно, одолевают сомнения насчёт микенского "Drang nach Troja". На мой взгляд греки-ахейцы плыли в русле общего течения, подхваченные мощным потоком северных варваров. Где-то они бежали впереди варваров, спасаясь от нашествия, где-то они сами присоединялись к варварам и участвовали в их движении. И, скорее всего, в походе на Трою ахейцы участвовали именно в контексте общего движения. Сама Троянская война очень напоминает грабительские походы средневековых викингов. Уже на её первом этапе она не ограничивалась Троадой. Из Илиады (IX, 129, 271) мы узнаём о разграблении Лесбоса, хеттской Лацпы, будто бы находившегося в сфере влияния Приама (XXIV, 544).
Здесь надо не забывать, что в Элладе греков-ахейцев затем сменили греки-дорийцы. Именно в их среде культивировался воинский эпос, у них были аэды, сказители былин типа Гомера, которые передавали из поколения в поколение повесть о славных деяниях предков. В этом смысле, "Илиаду" и "Одиссею" можно считать культурным наследием канувших в Лету ахейцев; увы, но кроме песен про военные походы дорийцам наследовать было нечего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий