"Сейчас доказанной причиной катастрофы, пережитой Грецией в конце позднемикенского периода III В, следует считать натиск негреческих племён с севера Балканского полуострова, среди которых могли быть как предки исторических иллирийцев, так и носители раннефракийских и раннефригийских диалектов. При этом остаётся неясным, были ли увлечены этой волной и некоторые «дорийские» группы северо-западных греков, исторически соседствовавших с иллирийским регионом", - говорят Гиндин Л.A. и Цымбурский В. Л. (Гомер и история Восточного Средиземноморья. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996).
Дорийцы по-любому участвовали в экспансии "народов моря", ибо именно они, в конечном итоге, осели в Элладе. Другое дело, что они могли и не быть тем "тараном", который сокрушил Микены. В этом смысле, дорийцев можно сравнить с маленьким германским племенем франков. Готы обладали несравненно более мощной "пробивной" силой, и они разделали Рим как бог черепаху. Но они сами надорвались в борьбе и сошли с исторической арены. И тут на сцену вышли франки и легко "прибрали к рукам" то, что осталось после римлян и готов. Может быть, и дорийцы таким же образом пришли в Элладу?
"До походов Александра Македонского только для эпохи «народов моря» оказывается достоверно зафиксировано вооружённое вступление греков-ахейцев (акайваша) в Египет с грабительскими и завоевательными целями", - пишут авторы.
То есть, иными словами, греки-ахейцы никогда не нападали на Египет, а тут их словно муха какая-то укусила, и они ломанулись грабить египтян. Это напоминает мне древних славян, которые даже не умели строить корабли и никогда не плавали по Чёрному морю, но при князе Олеге им вдруг почему-то "взбрендило" идти в морской поход на Константинополь и прибивать щит к вратам Цареграда.
Однако всё становится сразу ясно и понятно, если мы взглянем на историю древних славян через призму норманнской теории. Норманны "припрягали" славянских мужиков в своих грабительских походах. Почему бы нам не взглянуть под этим же углом зрения и на походы "народов моря"?
Скорее всего, никаких народов там не было, а было одно мужичьё, своего рода "варяги" Бронзового века. Вот что авторы сообщают о т. наз. "шардана", которые считаются одним из "народов моря":
"В XIV-XIII вв. до н.э. отряды шардана (Š;-r;-d;-n;*), неизвестно откуда пришедших на юг Средиземноморья, служат наёмниками в Библе, в Египте, где для поселений этого народа выделяются специальные области в долине Нила. Не исключено, что они же составляли в Угарите воинские подразделения țrtnm. Контингент шардана, входя в войско Рамсеса II, храбро сражался против хеттов пря Кадеше. При Мернептахе же шардана внезапно изменили ориентацию, выступив с ливийцами против Египта".
Да это же точная копия варягов на службе у византийских императоров!
Значит, мы можем представить себе экспансию "народов моря" 1205 до н. э. — 1150 до н. э. по аналогии с походами викингов.
По всей видимости, ядро "варягов" Бронзового века формировалось где-то в Иллирии. "Во всяком случае, - говорят авторы, - старая гипотеза, связывающая имя шардана с названием города Сарды в Лидии, должна быть решительно отклонена, ибо основывается лишь на греческой передаче малоазийского топонима, не считаясь с его звучанием в оригинале (ср. лид. Sfarda, др.-перс. Sparda - «житель Сард»). Позднее, при Рамсесе III, данный этникон появляется также в записи Tj-w-r;-š;, и, по-видимому, он должен обобщённо транслитерироваться как Turša. Без сомнения, турша - тот самый эгейский этнос, который назывался греками позднее Τυρσανοί или Τυρσηνοί, с ассимиляцией Τυρρηνοί. Это тирсены или тиррены; их ветвь в конце II - начале I тысячелетия до н.э. в Италии дала начало историческим этрускам.
Отступившие в Ливию шардана вскоре ушли на Сардинию, поручившую своё название от их этнонима. Это подтверждается как многочисленными позднебронзовыми статуэтками воинов на этом острове, внешне идентичными изображениям шардана на египетских рельефах, так и преданиями о том, как прародитель сардинцев Сард, приплыв с войском из Ливии, заселил этот остров (Paus. Х,17). На Запад перебрались и турша-тирсены.
После кончины фараона Мернептаха, при новой XX династии, на 5-й год правления Рамсеса III - в 1194/1180 г. до н.э. - ливийцев в их новом натиске на Египет поддержали ранее неизвестные египтянам народы Pw-r;-s;-tj и T-к-к;-r;. Район их происхождения просматривается очень хорошо - это опять Балканы. Имя Pw-r;-s;-tj восходит к названию части эпирского побережья Palaiste, Palaistine (Caes. Bel. civ. 3, 6 ; Lucan, V,460), также в виде Παλαιστήνη (Lyd. de mag. 111,46) оно встречается как общее название для Эпира; его можно сопоставить и с наименованием верхнего течения Стримона во фрако-иллирийском пограничье Palaistinos (Ps.-Plut. De Fluv. 11,1). Когда войска Рамсеса III с огромным напряжением разбили эти полчища, пеласты, откатившиеся на восток, появляются в Библии как воинственные филистимляне, давшие своё имя стране Палестине (Palaestina), тождественное наименованию их эпирской родины.
За пределами адриатического бассейна известны холм Σικελία в Аттике (Paus. VIII, 11), некая область с тем же названием во Фракии и, наконец, «малая Сицилия» как другое название крупнейшего из Кикладских островов - Наксоса. Совпадение этого названия с фракийским, вероятно, не случайно, ибо у Диодора (V,50) говорится о раннем заселении Наксоса некими фракийцами, среди которых назван герой Сикел. Это очевидный этноним северобалканского происхождения. Причём возникает впечатление, что основным очагом распространения его носителей была Адриатика и лишь спорадически они проникают в Эгеиду, в том числе и на Киклады. Союзные связи шакалуша и шардана в дни Мернептаха побудили Г. Леманна наметить и для последнего этнонима любопытные допустимые параллели на севере Балкан. По его мнению, на Балканах к тому же гнезду форм принадлежит название города Σάρδος в Иллирии (сейчас г. Shurda в Албании; его жители в античности звались Σαρδηνοί - сардены), имелась также область Sardus, Serdica на крайнем северо-западе Фракии, вблизи иллирийских территорий, охватывающая окрестности нынешней Софии.
И наконец, внимания - хотя, скорее всего, роль его в этой войне была невелика - заслуживает племя Š;-k;-rw- š;, условно Šakaluša. Это не кто иной, как сикелы или сикулы. От них идёт название острова Сицилия, но их распространение в древности не ограничивалось этим островом. Их имя засвидетельствовано на адриатическом побережье Италии, от Бруттия до Пицена (Thyc. VI,2; Plin. 111,110 и сл.), и точно так же на противоположной стороне Адриатики, в Акарнании, а кроме того, в формах Siculi, Siculotae в Далмации".
Похоже на то, что эпицентр всей "движухи", приведшей к катастрофе Бронзового века, находился где-то на севере Балкан. Оттуда выходили волны "варягов", которые, по пути следования на юго-восток, "брали в оборот" и "припрягали" к своим бандам головорезов из числа местного населения. Таким образом, перед глазами египтян появлялась сборная "солянка" из числа северных варваров и греков-ахейцев. Скорее всего, и Троя погибла под ударом тех же "варягов", а греки потом, "задним числом", приписали победу себе.
В завершение записи я покажу один древнеегипетский артефакт, дошедший до нашего времени.
Головной убор из золота, сердолика, яшмы и стекла, времен Нового царства, 18-я династия, правление Тутмоса III, (1479-1425 гг. до н. э.). |
Вот она — основная причина катастрофы Бронзового века. Богатства, сокровища, ценности, которыми можно завладеть. Чем больше появляется таких ценностей, тем сильнее и привлекательнее становится стратегия выживания, сопряжённая с завладением этими ценностями. Зачем заниматься сельским хозяйством, и если можно, совершив поход в Египет, баснословно разбогатеть и навсегда забыть про тяжёлый крестьянский труд?
Комментариев нет:
Отправить комментарий