В продолжение предыдущей записи Хайде Гёттнер-Абердрот про бушменов и пигмеев.
Знаменательно, что у бушменов нет мужских инициаций. У них всё просто: мальчик становится мужчиной после того как он сам, самостоятельно, своими руками убьёт большую антилопу-канну, с массой тела 500-700 кг.
Инициации мальчиков-подростков — это всегда мужской "междусобойчик", тайное общество, социальная структура, которая начинает "качать" свои права и устанавливать свои порядки. Известно, что мужские союзы отражают первые шаги движения по пути к патриархату (= государству).
Зато у бушменов есть развитая шаманская практика. У бушменов много шаманов. Это обычные люди, которые выполняют повседневные задачи и не являются привилегированным классом. Шаманы иногда проявляют свои сверхъестественные способности в мире сновидений, но в основном это практикуется в трансовом танце.
Во время трансового танца женщины сидят вокруг центрального костра и отбивают ритм песен. Мужчины танцуют вокруг женщин. Со звуками танцевальных трещоток и глухих шагов в сочетании с женскими песнями они активируют сверхъестественную силу, которая находится в песнях и в самом шамане. Когда сила «кипит» и поднимается по позвоночнику шамана, он входит в транс.
Шаманы полагаются на гипервентиляцию, интенсивную концентрацию и очень ритмичные танцы, чтобы изменить свое состояние сознания. Неопытный шаман может упасть на землю без сознания, если не сможет контролировать свой уровень концентрации.
При входе в транс шаманы часто кровоточат из носа [1]и испытывают мучительную физическую боль. Руки шаманов вытягиваются за спину, когда происходит трансформация в мир духов.
Во время транса шаманы выполняют свои задачи, самой важной из которых является излечение людей от любых недугов. Они возлагают свои дрожащие руки на этих людей и вытягивают из них болезнь в свои тела. Затем, с пронзительным криком, они изгоняют болезнь через «дыру» в затылке, точку n//au. Таким образом, болезнь возвращается к своему источнику, которым, как полагают, являются неизвестные злые шаманы.
На следующий день, полностью выздоровев, шаман расскажет людям о своем опыте общения с духовным миром. Именно на основе этого опыта бушмены рисовали наскальные рисунки, а в последнее время и на холсте.
Трансовый танец происходит не только для исцеления больных, но также выполняет социальную и сакральную функцию.
Разжигается огонь, вокруг которого в круг садится группа, в основном женщины. Танцоры, в основном мужчины, начинают танцевать в кругу вокруг этих женщин. У них на ногах будут погремушки, сделанные из сушеных семенных коробочек. Группа, сидящая у огня, будет петь, хлопать и ухаживать за огнем, пока танцоры пытаются войти в транс.
Первые несколько часов трансового танца расслаблены и общительны. Затем, когда первый человек показывает признаки входа в транс, хлопки и пение становятся более интенсивными. Это может быть, когда они начинают обильно потеть, тяжело дышать и иметь блестящие глаза.
Танцоры вскоре начнут входить в транс. Отсюда они смогут начать исцелять людей. Обычный танец длится около 6 часов, но иногда может длиться целый день (Источник).
Бушмены, во многих отношениях, уникальный этнос. Странной особенностью бушменов является способность в холодный период года впадать в анабиоз, т. е. подолгу находиться без пищи в неподвижном состоянии, напоминающем летаргический сон.
"Сильные мира сего" загнали бушменов в самые безжизненные районы Южной Африки и, конечно, они там не живут, а выживают: 50% детей умирают в возрасте до 15 лет; 20% умирают в течение первого года жизни (в основном от желудочно-кишечных инфекций). Средняя продолжительность жизни составляет около 45-50 лет; респираторные инфекции и малярия являются основными причинами смерти взрослых. Только 10% живут более 60 лет.
[1] В работе, опубликованной в 1920 году в Петрограде, М. Матушкин, участник экспедиции барона Врангеля, описывает шамана, которого он наблюдал в Якутии: "Этот человек одет в нечто вроде сутаны из шкуры животного, спадающей почти до земли, к которой по всей её длине прикреплены колокольчики, кусочки меди и железа, цепи, амулеты... В его руках разукрашенный барабан, к ободу которого также прикреплены колокольчики. Он подпрыгивает, то очень быстро, то медленнее, трясёт телом и совершает чрезвычайно энергичные вращательные движения головой. При этом он курит табак и прикладывается к бутылке с водкой".
Его тело начинает содрогаться в конвульсиях, он зевает, им овладевает икота... Его взгляд устремлён в одну точку... Лицо покрывается каплями пота, икота и конвульсии усиливаются... Его голова трясётся. Волосы липнут к потному лицу. Из уголка рта стекает слюна... Кажется, он уже обессилен до изнеможения, но дикие прыжки продолжаются.
Внезапно шаман падает на землю, вытягивается и замирает, словно жизнь покинула его. Лицо наливается кровью, глаза вылазят из орбит. Вскоре начинаются судороги и конвульсии.
А теперь обратимся к экстазам Рамакришны. По описаниям Рамакришны, до восхождения Кундалини в четвёртый круг (сердце), где начинает проявляться божественное сияние, человек, сосредоточиваясь, может говорить. Когда восходящая энергия достигает горла, он не может больше ни говорить, ни слышать ни о чём, кроме бога. Затем наступает безмолвие. На уровне ресниц является в самадхи (экстазе) видение высшей души - Параматман; только один туго натянутый покров отделяет человека от Абсолютного Существа; кажется, что растворяешься в нём, но это не так; можно ещё спуститься на четвёртую ступень, не ниже. Нужен вообще двадцать один день, чтобы отсюда достичь седьмой плоскости, где слышен "ом", совершенный звук, обнимающий громадную симфонию вселенной. Всё кончено. Это - нирвикальпа самадхи, откуда вывести может только чудо.
Само собой разумеется, что этот страшный подъём, вызывающий прилив крови, должен иметь фатальный исход, если он доведён до конца, - и на какой ступени ни остановиться, его действие никогда не лишено опасности. Рамакришна говорит о мурашках, бегающих с самого начала по телу, с головы до ног. Он видит огненных мошек, светящиеся туманы, расплавленный металл. Грудь краснеет и сохраняет кирпично-красно-золотистый оттенок. Всё тело горит. Во время своих страстных экстазов в честь Кришны у Рамакришны выступают на коже мельчайшие капельки крови. В течение другого периода, после тантристских обрядов, цвет его кожи изменяется, становится золотистым; золотой амулет на груди больше не выделяется. От тела исходит какое-то сияние. При выходе из этих состояний экстаза глаза его красны, "как от укусов муравьев"; однажды вечером из его раздражённого нёба потекла чёрная кровь, которая свёртывалась; "садху", увидевший это, сказал ему, что это кровотечение спасло его от кровоизлияния в мозг. У Вивекананды после углубленной медитации также появляются скопления крови в глазу. Многие экстатики умирают в таком экстазе от мозговых кровоизлияний. И весьма вероятно, что рак горла, от которого умер Рамакришна, вызван был постоянным раздражением слизистой оболочки во время таких экстазов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий