30 мая 2022

Путь навахо.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Среди навахо, которые были соседями, но не родственниками хопи, женщина также правила домом, но её влияние на этом не заканчивалось. Она не только готовила всю еду, заботилась о доме и детях, управляла стадами овец, забивала домашних животных, шила всю одежду, развлекала всех гостей и плела ковры в свободное время, но и имела право голоса во всех семейных делах. Не было такого занятия, которое было бы запрещено женщине из племени навахо, если она была достаточно способна справиться с этим. Ограничения на достижения никогда не устанавливались по признаку пола, только на основе способностей.

Высокий престиж, которым пользовалась женщина навахо, несомненно, был связан с её экономической независимостью, главным образом благодаря тому, что она владела домашним скотом и распоряжалась им.

Навахо начали разводить овец и коз вскоре после того, как эти животные были завезены в их местность испанскими переселенцами, стада которых обеспечивали их свежим мясом в пути. Животные, попавшие в руки навахо в результате дарения, покупки или кражи, вскоре размножились. Хотя некоторые мужчины навахо владели овцами, домашний скот был в основном собственностью женщин — возможно, потому, что они использовали шерсть для ткачества, возможно, потому, что они могли пасти овец рядом с домом, пока мужчины были на охоте и сражались
".

А вот и ещё одна немаловажная причина того, что домашние животные находились под женской опекой: "В то время как в обычный день женщина могла послать ребёнка отвести стадо пастись, когда наступало время ягнения, она старалась уделить каждой рожающей овце и каждому крошечному ягнёнку своё индивидуальное внимание. Независимо от того, что все овцы начинали сбрасывать своих ягнят в разгар несезонной метели, женщина навахо была рядом с ними, невзирая на снег и слякоть, даже спала в загоне, чтобы помочь в случае чего". То есть, это в природе женщин - "сюсюкаться" с малышами, разводить "детский сад", а мужикам заниматься этим - "не с руки".

И далее продолжает Кэролин Найтхаммер:

"Женщина навахо имела и до сих пор имеет полный контроль над управлением и распоряжением любым своим имуществом и домашним скотом, и некоторые женщины гораздо богаче своих мужей. 

Теоретически женщина, которая была хорошим животноводом, могла бы стать очень богатой. Тем не менее, женщина навахо, как неотъемлемая часть своей социальной структуры, не рассматривала возможность сохранения богатств для своего исключительного использования. Богатство считается не по статусу отдельного человека, а по положению всей расширенной семьи, поэтому навахо, которые приобрели большую, чем средняя, долю материальных благ, испытывают сильное социальное давление, заставляющее их делиться своими щедротами со всеми родственниками. Любой навахо, который позволял своим родственникам страдать, в то время как сам пользовался недоступными для них экономическими привилегиями, считался очень низким человеком [1].

Поскольку навахо вели своё происхождение от своих матерей, женщинам всегда отводилась достойная роль в доме, но после того, как они добились определённого экономического положения благодаря владению скотом, они взяли под контроль семейный кошелёк и получили небольшое влияние в процессе принятия решений. Каждая расширенная семья, состоящая, возможно, из нескольких сестёр и их общего мужа или отдельных мужей, их дочерей и их мужей, а также детей дочерей, возглавлялась матриархом, за которой было последнее слово во всех семейных делах. 

Официального решения о том, кто займёт эту должность, не было — одна из зрелых женщин, проявившая мудрость, интеллект, опыт и необходимые лидерские качества, просто брала на себя эту роль после смерти или наступающей немощи своей матери или тёти. Хотя табу тёщи не позволяли ей напрямую разговаривать со своими зятьями, работа молодых людей косвенно контролировалась матриархом, которая принимала все экономические решения" (Источник). 

Я полагаю, всё, что здесь сказано про индейцев-навахо, можно перенести и на земледельческие общества Старой Европы. Если такой уклад жизни работал у индейцев XVIII века, то почему, спрашивается, он не мог работать и раньше, в эпоху неолита? 

-----------------------------------------------------------------------------

[1] Вот этого никогда не было в СССР, который позиционировал себя "самым справедливым обществом в мире". КПСС вполне позволяла себе пользоваться недоступными для граждан привилегиями, и от угрызений совести не страдала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий