02 октября 2022

Постижение Хараппы.

Александр Андреевич Семененко в своих "Очерках истории (пре)хараппского искусства северо-западного Индостана" (Т. 1. Воронеж, 2018) сообщает:

Илл. 73. Сцена поклонения рогатой фигуре в развилке дерева

Илл. 74. Семь фигур под сценой поклонения

Похоже на то, что в индо-хараппской культуре т. наз. "бог-властитель протоиндийского пантеона" был всего лишь консортом Богини. На примере крито-минойской культуры мы видим, что бык исполняет "страдальческую" роль, в чём-то схожую со "страстями" Иисуса Христа на Голгофском кресте. Ну, в этом смысле, бычок в матриархальных культах является примерно таким же "сыном" Матери, как Иисус в христианстве является Сыном Отца. 

Здесь надо ещё раз отметить и подчеркнуть, что бык является жертвенным животным. Впрочем, в земледельческих культурах это касается не только быков, но и всех самцов домашних животных. Куры несут яйца, а от петухов нет никакой пользы; поэтому оставляют одного петуха в курятнике, чтоб он кур "топтал", а остальным рубят головы; следовательно, кур попадает во щи (или в ощип) гораздо скорее, чем курица. То же самое - с коровами и быками: корова даёт телят и молоко, поэтому её можно держать много лет, а быка кормить много лет нерентабельно.

Табличка. Зрелая Хараппа

Вполне возможно, что убой быков в земледельческих обществах неолита обставлялся как важный религиозный ритуал. Конечно, этот ритуал рассматривался как жертвоприношение, и, скорее всего, в древних обществах имелся соответствующий миф, обломки которого мы находим в легенде о Минотавре. Ясное дело, что древнегреческий патриархальный герой Тесей отправился на Крит, чтобы совершить там "деминотавризацию", как позже римляне осуществляли "дебаализацию" Карфагена. И Минотавр греческих легенд так же далёк от крито-минойских реалий, как неправдоподобны россказни римских авторов про злодеяния пунов, поклонников Баала. 

У нас нет возможности восстановить аутентичный матриархальный миф, так как дошедшие до нас изображения можно трактовать по-разному. Вот, например, "бог-властитель протоиндийского пантеона", изображение которого мы видим на табличке справа. 

Животные на печати с изображением Владыки Живых Существ, Мохенджодаро, Зрелая Хараппа

С одной стороны, у него на голове - бычьи рога. А, с другой стороны, мы видим мужчин индо-хараппской культуры с теми же рогами. 

Мужской головной убор, Зрелая Хараппа, по Д. Н. Кенойеру

Головной убор и украшения мужчины, по Д. Н. Кенойеру

Значит ли это, что мужчины индо-хараппской культуры принимали на себя бычьи рога примерно так же, как христиане возлагают на себя голгофский крест, на котором был распят Иисус Христос? Значит ли это, что те мужчины так же подражали своему рогатому "спасителю", как ап. Павел - Христу? "Умоляю вас, братия, - обращался Павел к своим ученикам, - подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4:16).

А вот ещё одно интересное изображение из индо-хараппских древностей.

Женщина на двух зебу, бронза, Уттар-Прадеш (2000-1750 гг. до н. э.)

Этот образ сильно напоминает изображение богини из Чатал-Хююка.

Здесь богиня изображена вместе то ли со львами, то ли с леопардами. Хотя наверно её могли бы изобразить и вместе с быками, потому что всевозможной "бычатины" в Чатал-Хююке - сверх всякой меры. 

Ну и, наконец, скажем несколько слов на счёт того, как (мировое) дерево "как бы прорастает из рогов буйвола". 

Граффити, Калибанган, Ранняя Хараппа

То же самое мы наблюдаем и в крито-минойском искусстве. Там из бычьей головы, прямо между его рогов, "прорастает" лабрис.

Здесь, по всей видимости, мы наблюдаем выражение одной и той же идеи, которая, между прочим, отражена и в христианстве. Я имею в виду иконографический сюжет, на котором череп Адама изображается внутри горы Голгофа, на которой стоит Крест с распятым Спасителем.

Фра Беато Анжелико. Распятие

Мёртвая голова Адама здесь соответствует голове быка, а крест - лабрису. В христианском учении о спасении под «Ветхим Адамом» понимается грешный человек, одержимый похотью и в этом смысле мало чем отличающийся от скотины, например, от того же бычка, прыгающего на молодую тёлку. Спасение начинается с "умертвления" Ветхого Адама (ап. Павел прямо говорит: "умертвите земные члены ваши: : блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание"), и тогда из его смерти произрастает новая духовная жизнь во Христе. Мне представляется, что подобные интуиции имели место быть и в древних матриархальных культах, задолго до христианства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий