23 декабря 2024

Матрилинейность коррелирует с «минимальным государством».

К. Флюер-Лоббан в статье "ПРОБЛЕМА МАТРИЛИНЕЙНОСТИ В ДОКЛАССОВОМ И РАННЕКЛАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ" говорит:

орошо известно, что в условиях колониализма матрилинейные общества быстро исчезали. Так, в 1896 г. британские власти практически положили конец матрилинейности у тийяров в Северной Керале (Индия), приняв закон, устанавливающий для жён преимущества перед сёстрами и материнскими родичами при наследовании имущества (G o u g h K . Tiyyar: North Kerala / / Ibid. P. 407, 408.). В Гане в постколониальное время распространение наёмного труда и товарного земледелия привело к усилению малой семьи, ослабив тем самым роль матрилиниджа (I d e m . The Modern Disintegration of Matrilineal Descent / / Ibid. P. 635.)".

Я думаю, что, при желании, можно было бы найти и привести десятки и сотни подобных примеров вмешательства колониальных властей в обычаи туземцев. И после этого нам говорят, что Дж. Мёрдок как будто бы не нашёл аргументов «в пользу первичности матрилинейности» (M u r d o c k G. P . Social Structure. N. Y., 1949. P. 187.) и вторичности патрилинейности. Ну, если бы какой-нибудь иностранец проводил исследования в советской деревне 50-х годов прошлого века, он так же не нашёл бы там аргументов в пользу первичности крестьянской общины и вторичности сталинских колхозов. Потому что от крестьянской общины к тому времени остались лишь "рожки да ножки".

К. Флюер-Лоббан продолжает: "Не менее интересны и иные данные о стойкости матрилинейности в условиях капитализма и наличия значительного прибавочного продукта. Так, на о-ве Наму (Маршалловы острова), несмотря на столетнее плантационное хозяйство (продажа копры), матрилинейные связи до сих пор сильны, в особенности в поземельных отношениях. Ещё ярче пример толаи, сделавших значительные успехи на пути к капитализму (продажа копры и какао) и тем не менее сохранивших матрилинейный порядок наследования земли. Судя по данным из Замбии, в условиях проникновения капиталистических отношений и классообразования матрилинейность сохранялась прежде всего в беднейших сельских районах. Сельские дельцы и торговцы справедливо видели в матрилинейности тормоз для предпринимательства, зато для сельского малоземельного или безземельного населения она была единственным способом получить доступ к земле и товарно-денежному хозяйству. Обобщив африканские материалы, М. Дуглас заключает, что, судя по опыту XX в., матрилинейность не противоречит конкуренции и экономическому развитию, так как, начиная рискованное дело, индивиды постепенно втягивают в него группу материнских родичей, которые проявляют при этом большую заинтересованность и активность. Учитывая необычайную стойкость современных матрилинейных обществ, а также случаи исчезновения матрилинейности, можно предполагать, что в прошлом таких обществ было значительно больше, чем ныне".

"Применив таксономию Мёрдока для типологизации государств по размеру народонаселения («минимальное государство» включает 1,5—10 гыс. чел., «малое» — 10—100 тыс., «государство» — более 100 тыс. чел.), Шнайдер и Гаф обнаружили, что матрилинейность более всего коррелирует с «минимальным государством» (32% всех учтенных матрилинейных обществ), меньше — с «малым государством» (10%) и совсем мало — с «государством» (5%). Если рассматривать эти данные под эволюционным углом зрения, то выясняется, что с ростом размеров государства, т. е. с усложнением социально-экономической структуры, матрилинейность и «минимальное государство» исчезают". То есть, чем больше государства, тем меньше матриархата. Государство является тем "кукушонком", который выталкивает из гнезда "птенцов" матриархата. Оно и понятно: матриархат зиждется на обычаях и традициях, а патриархат — на законах, которые выдумывают чиновники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий