28 февраля 2025

О религиозной слепоте Бахофена.

Цитата из третьего тома "Материнского права" И. Бахофена:

"Уничтожение амазонства и гетеризма, равно как и подчинение обоих этих явлений чистому брачному закону связано с аполлоническим культом. Выродившийся теллуризм с его безутешностью уступает место религии света, которая с приходом мужского бога, рождающегося из тьмы и преодолевающего её, чает возвышения и для всего человеческого бытия. С Аполлоном-Эойем связана теперь та светлая надежда, которой недоставало сугубо хтоническому культу матери. С восхождением от тёмной первобытной материи к свету, рождённому из её утробы, человеческий род оставляет позади ту ступень, на которой он прежде видел во всяком зачатии одну лишь гибель, во всяком человеке — брошенный за спину камень. На смену смерти приходит вера в жизнь и спасение. И если первая была связана с материнским веществом, то последняя находит себе опору в мужском божестве и его светлой природе".

Здесь Бахофен предстаёт во всей своей "красе" как рационально мыслящий протестант, как "книжник" (scholar), абсолютно чуждый жизни духа. Но и к протестантству он относится лишь "постольку, поскольку", по касательной линии, поскольку его невозможно назвать религиозным человеком, а уж тем более — мистиком. Потому что мистики говорят нечто совершенно противоположное. 

В "Немецкой теологии" говорится: "У созданной души человека два глаза: один может созерцать вечное, другой - только временное и сотворённое. Но эти два глаза нашей души могут делать своё дело не оба разом, а только так, что когда наша душа вперяет свой правый глаз в вечность, левый её глаз должен отказаться вполне от своей деятельности и пребывать в бездействии, как бы умирать. Когда же действует левый глаз души, то есть когда ей приходится иметь дело с временным и сотворённым, тогда от деятельности своей, то есть от созерцания, должен отказаться правый глаз. Поэтому кто хочет смотреть только одним глазом, должен освободиться от другого, ибо никто не может служить двум господам".

Что из этого следует? Пока смотрит "сознательный" глаз, другой - бессознательный" - глаз ничего не видит. Чтобы открылось Бессознательное, где пребывают все боги, нужно, чтобы отключилось сознание. И это понятно: для проявления трансцендентальных способностей нашего духа, для обнаружения сверхсознания необходимо, чтобы угасло или, по крайней мере, значительно ослабело нормальное, "дневное" сознание. Дю-Прель приводит для выражения этой мысли удачное сравнение: звёзды льют свой свет беспрестанно, но при солнечном свете мы не видим света звёзд. Надо, чтобы зашло солнце и наступила ночная тьма, и тогда звёзды засияют для нас, тогда вспыхнет свет сознания трансцендентального.

Бахофену "свет подавай", а Дю-Прель ищет ночной тьмы.

Я, конечно, на стороне Дю-Преля, потому что я кое-что смыслю в религии, в отличие от Бахофена. 

В. В. Розанов тоже кое-что смыслил в религии, озаглавив свою книгу "В тёмных религиозных лучах. Метафизика христианства (Тёмный Лик. Люди лунного света)". 

Между прочим, сова Афины или сова Минервы служит символом знания, мудрости, проницательности во всём западном мире. 

Афина, держащая шлем и копьё, с совой.

В Википедии говорится: "Причины появления ассоциации Афины с совой неясны". А по-моему, тут всё предельно ясно. Сова днём спит, а ночью бдит. Как ведьма. "Ведьмин час" происходит между 03:00 и 04:00 утра. В Западной Европе, в эпоху Возрождения, если кто-то был замечен в том, что в середине ночи он делает в доме что-то непонятное, то его могли обвинить в колдовстве (и обвиняли). Колдовство же связано с концептом высшего знания, тайноведения; ср., например, полесские свидетельства: «Ведьма — это тая, што знае»; «Цэ погана баба, шо много знае». Ве́дьма (ст.‑слав. вѣдьма — «та, что обладает ведовством, знанием» от ст.‑слав. вѣдати — «знать, ведать»

Комментариев нет:

Отправить комментарий