Christine MORRIS в статье "ЯЗЫК ЖЕСТОВ В МИНОЙСКОЙ РЕЛИГИИ" высказывает предположение, что «определённые» аспекты физического» опыта «экстаза» или «изменённого» состояния сознания иконографически представлены в виде искажённых/исчезающих голов в остальном элегантных человеческих фигур на некоторых золотых кольцах.
![]() |
Так называемое "кольцо Миноса". |
Да, здесь мы видим пчелоголовую женщину, танцующую под священным деревом. Но как объяснить эти странные манипуляции? Не вырывает ли она дерево с корнями из земли в состоянии одержимости? Или она пытается повеситься на дереве, как Один или Иуда? А этот холмик в центре композиции напоминает мне Голгофу, из-за плывущей под холмом "лодки Харона". Кажется, на этом кольце представлен центральный сюжет крито-минойской мифологии.
Во-первых, несмотря на "пчелоголовость" отдельных фигур, в целом наблюдается поразительный контраст с высоко стандартизированными фигурками раннего бронзового века и неолита Старой Европы. Например, все женские изображения культуры Винча "на одно лицо". Можно сказать и так, что они безликие; вместо человеческого лица у них маска то ли птицы, то ли какого-то насекомого.
А крито-минойское искусство подразумевает относительно высокую степень индивидуализма. Здесь уже появляются различные лица.
Во-вторых, насколько мне известно, в крито-минойском искусстве отсутствуют изображения того, что можно интерпретировать как нуклеарные семьи (папа + мама + дети).
В-третьих, несмотря на подавляющее преобладание женских изображений, поражает отсутствие темы материнства. Можно увидеть богиню со змеями, с обезьянами, с грифонами, с лабрисами, но только не с детьми. Исключение составляет лишь эта фигурка.
![]() |
Две женщины с ребёнком. Статуэтка из слоновой кости, найденная в дворцовом святилище в Микенах. Ок. 1300 до Р.Х. Национальный археологический музей Афин. |
Хотя эту статуэтку создал, очевидно, мастер из Крита, но в ней отразилась его тоска по родине, так как жил и творил он среди чуждых ему греков-ахейцев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий