06 февраля 2025

О "пчелоголовых" женщинах на Крите.

Christine MORRIS в статье "ЯЗЫК ЖЕСТОВ В МИНОЙСКОЙ РЕЛИГИИ" высказывает предположение, что «определённые» аспекты физического» опыта «экстаза» или «изменённого» состояния сознания иконографически представлены в виде искажённых/исчезающих голов в остальном элегантных человеческих фигур на некоторых золотых кольцах.

Так называемое "кольцо Миноса".

Да, здесь мы видим пчелоголовую женщину, танцующую под священным деревом. Но как объяснить эти странные манипуляции? Не вырывает ли она дерево с корнями из земли в состоянии одержимости? Или она пытается повеситься на дереве, как Один или Иуда? А этот холмик в центре композиции напоминает мне Голгофу, из-за плывущей под холмом "лодки Харона". Кажется, на этом кольце представлен центральный сюжет крито-минойской мифологии. 

Добавлю ещё несколько наблюдений касательно крито-минойского искусства. 

Во-первых, несмотря на "пчелоголовость" отдельных фигур, в целом наблюдается поразительный контраст с высоко стандартизированными фигурками раннего бронзового века и неолита Старой Европы. Например, все женские изображения культуры Винча "на одно лицо". Можно сказать и так, что они безликие; вместо человеческого лица у них маска то ли птицы, то ли какого-то насекомого. 




А крито-минойское искусство подразумевает относительно высокую степень индивидуализма. Здесь уже появляются различные лица.

«Парижанка». Фрагмент «фрески раскладных стульев» из дворца в Кноссе. Ок. 1500 г. до н. э.

Во-вторых, насколько мне известно, в крито-минойском искусстве отсутствуют изображения того, что можно интерпретировать как нуклеарные семьи (папа + мама + дети).

В-третьих, несмотря на подавляющее преобладание женских изображений, поражает отсутствие темы материнства. Можно увидеть богиню со змеями, с обезьянами, с грифонами, с лабрисами, но только не с детьми. Исключение составляет лишь эта фигурка.

Две женщины с ребёнком. Статуэтка из слоновой кости, найденная в дворцовом святилище в Микенах. Ок. 1300 до Р.Х. Национальный археологический музей Афин.

Хотя эту статуэтку создал, очевидно, мастер из Крита, но в ней отразилась его тоска по родине, так как жил и творил он среди чуждых ему греков-ахейцев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий