Алиса Гаджиева в статье "На Аравийском полуострове нашли древние погребальные аллеи километровых размеров" сообщает:
"Международная группа археологов под руководством Мэтью Далтона (Matthew Dalton) из Университета Западной Австралии исследовала погребения эпохи неолита-энеолита (нового каменного века и медного века) на северо-западе Аравии. Результаты исследования изложены в статье для журнала The Holocene.
Исследователи обнаружили почти 18 тысяч погребений необычной формы. Авторы работы называют их «подвесными», но не в значении «подвешенные, висящие», а в значении «в форме подвески, подвескообразными». Такое погребение состоит из пирамиды, сложенной из камней, высотой до двух метров, от которой расходятся каменные же ограды в форме треугольника (не всегда выполненные полностью).
 |
Схемы погребений. Они отличаются друг от друга, но видно, что строили их по одному принципу |
Погребальные сооружения датировали радиоуглеродным методом, который дал довольно интересный результат. Изначально их строили в промежутке между 2600 и 2000 годами до нашей эры, потом оставили, а через небольшой промежуток времени начали использовать повторно (подзахоранивать), и закончилось это только примерно за тысячу лет до нашей эры.
11 тысяч таких захоронений расположены так, что образуют погребальные аллеи. Они распределены по площади не менее 160 тысяч квадратных километров. Причем погребения устраивали и на равнинах, покрытых базальтовыми обломками, и на горных перевалах. И если посмотреть, куда эти «аллеи» ведут, то выяснится, что они соединяют древние оазисы и пастбища. То есть, погребения расположены вдоль древних дорог.
 |
Погребальная аллея с частыми захоронениями, выходящая из оазиса Хайбар. |
В эпоху неолита-энеолита оазисы Аль-Ула и Хайбар были довольно плотно заселены. Максимальная плотность захоронений как раз соответствует этим оазисам (вокруг Хайбара находится один из самых плотных погребальных ландшафтов в мире), и это вполне объяснимо. Но зачем было устраивать погребения вдоль связывающих оазисы и пастбища дорог?", - задаётся вопросом Алиса Гаджиева, и не даёт ответа.
Статья, на которую она ссылается, даёт немного дополнительной информации.
"Невероятная плотность доисторических погребальных памятников, окружающих некоторые оазисы в этом регионе, не имеет эквивалента ни в каком другом месте. Например, в центральной зоне оазиса Хайбар площадью 56,5 км2 было зарегистрировано около 9500 погребальных сооружений из сухого камня (включая около 2800 "подвесок").
Подавляющее большинство "подвесок" ориентированы перпендикулярно тропе, независимо от её направления. Редко, и без какой-либо заметной связи с размером или морфологией, подвески ориентированы наклонно. Независимо от этого, хвост почти всегда расположен ближе к тропе, чем голова. Это говорит о том, что "подвески" были предназначены для того, чтобы «поворачиваться» к тропе, чтобы взгляд наблюдателя направлялся от хвоста к погребальному памятнику за ним".
Интересно было бы узнать, носителями какой культуры были строители этих погребальных сооружений в форме "подвесок", но в статье ничего не говорится об этом.
Ну, в том, что древние жители Аравийского полуострова хоронили своих покойников вдоль дорог, нет ничего оригинального или необычного. Точно так же поступали и древние греки. На месте погребения насыпались груды камней или ставились каменные столбы, которые назывались гермами. Древние римляне строили свои колумбарии с урнами на Аппиевой дороге, и не только на ней. Гробницы были устроены вдоль всех дорог, шедших в разных направлениях от Рима. В Помпеях могильные памятники тянутся вдоль всех дорог, вливающихся в город. Зачем надо было устраивать погребения вдоль дорог? - Ответ на этот вопрос можно прочитать на римских же надгробных надписях. В надписях, высеченных на памятниках, часто встречается обращение к проходящим мимо с просьбой остановиться и сказать приветственное слово. Авл Геллий приводит эпитафию, которую сочинил для себя поэт Пакувий (220—132 гг. до н. э.): «Юноша, хотя ты и торопишься, но этот камень просит тебя — посмотри на него и прочти потом, что написано: «Здесь лежит прах поэта Марка Пакувия»; я хотел, чтобы ты не оставался в неведении этого. Будь здоров» (I. 24. 4). Это выражение естественного стремления человека к продолжению жизни после смерти, хотя бы в памяти грядущих поколений.
А теперь я скажу несколько слов о форме этих "подвескообразных" погребений. На мой взгляд, они напоминают знак богини Танит.
 |
Стела с символом Танит. Тофет Карфагена. Ок. 300 - 200 гг. до н. э. |
Символ имеет восточное происхождение: в Финикии он известен по крайней мере с середины I тыс. до н. э. Встречаются изображения знака Танит без линии у основания, что ещё более роднит этот знак с аравийскими надгробиями. Интересно, что в Карфагене иногда даже сама стела принимала форму знака Танит. С этим согласуется и замечание о том, что большинство "подвесок" ориентированы перпендикулярно тропе. Очевидно, строители этих антропоморфных надгробий понимали, где у них "голова", и где "ноги". Наверно, тут была заложена мысль поклониться именно "в ноги" божеству, ну, а заодно и человеку, прах которого покоится под знаком богини. Не знаю, как она там называлась, но, скорее всего, ближневосточная Астарта была связана с нею.
Комментариев нет:
Отправить комментарий