"Найджел
Колдер так рассказывает о сущности перемен, которые помогли сбросить
женщин с центрального места в жизни и оттеснить к краям:
Из Южного
Египта 18-тысячелетней давности исходят древнейшие свидетельства
о выращивании в речной долине ячменя и пшеницы… несомненно,
женский смех вспугивал речных птиц, когда женщины явились сюда с мешочками
зёрен, чтобы изобрести земледелие. Быть может, они даже не стали
рассказывать об этом мужчинам – в конце концов,
что из этого может выйти, кроме потери хорошей еды? Всего несколько
минут потребовалось им, чтобы бросить зёрна в трещины в грязи…
Женщины мало знали о генетике растений, однако зерно проросло,
и посевы заколосились прежде, чем солнце иссушило эту землю; и,
возвращаясь с каменными серпами на своё поле, женщины, должно быть,
чувствовали себя богинями.
Такими
«богинями», повелевающими природой, женщины оставались, по оценке Колдера,
от 10 до 15 тысяч лет. Но примерно восемь тысяч лет назад
взрывной рост населения вынудил людей изменить методы производства продуктов.
На смену женскому выращиванию и сбору съедобных растений пришло куда
более тяжёлое и интенсивное хлебопашество. Туда, где женщины творили своего
рода симпатическую магию, воспринимая природу как свою союзницу –
теперь пришёл мужчина, готовый укрощать и подчинять природу, чтобы
получить от неё то, что задумал. Новые методы земледелия болезненно
отразились в изменении мужских/женских ролей и отношений, о чём
ясно свидетельствует индуистский текст «Установления Ману» (100 г.
н. э.): «Женщину закон считает полем, мужчину – зерном». Прежде
Богиня была единственным источником жизни – теперь за женщиной
не осталось ни семени, ни яйцеклетки: она – пассивное поле,
плодородное, только если его вспахать, а мужчина, опьянённый мощью своей
новооткрытой фаллоцентричности – сразу и плуг, и зерно,
и сеятель. Чем более окультуривание и одомашнивание земли заменяло
случайную культивацию, тем более укреплялась и выходила
на центральное место роль мужчины.
Парадоксальным образом, верно это было и для тех групп, которым не удавалось питаться от земли. Племена, которых неурожай или недостаток зерна вынуждал переселяться, неизбежно начинали войны с соседями, а те группы, что обитали на плодородных территориях, сплачивались, чтобы давать отпор захватчикам. И в групповых блужданиях кочевников, и в неизбежных при этом стычках и схватках мужчины имели преимущество – они были физически сильнее и подвижнее женщин, обременённых детьми. Все добытые тяжким трудом женские навыки культивации растений теперь, когда племя перешло к кочевой жизни, оказывались бесполезными. Тем временем мужчины, ведомые тёмной стороной фаллического культа, брали верх в племени благодаря агрессии и военной организации. Столкновение сил неизбежно порождало победителей и побеждённых, господ и рабов, создавало иерархию, встраивания в которую не могли избежать и женщины. Они оказались в ловушке между мечом и плугом: победить для них было немыслимо" (Rosalind Miles. "Who Cooked the Last Supper: The Women’s History of the World").
Любопытно, под этим углом зрения взглянуть на культ Кибелы с самооскоплениями галлов. Скорее всего, корни этого культа уходят в неисследимую древность. У нас имеются некоторые свидетельства на сей счёт. Например, на алтаре, обнаруженном в Граймс-Грейвс в Норфолке, Англия, во чреве заброшенной неолитической каменной шахты, стояла чаша, семь пар оленьих рогов и мощный фаллос, высеченный из мелового камня – всё в качестве приношений Великой Богине, фигура которой высилась перед алтарём. Может быть, смысл жертвоприношений фаллоса Богине заключался в том, чтобы удержать популяцию от взрывного роста?
Комментариев нет:
Отправить комментарий