02 марта 2025

Культ Диониса как женское тайное общество.

И. Бахофен трактует "вакханалии", связанные с вином и сексом, как позднейшее извращение и вырождение культа Диониса.

Вакханалия — Огюст Левек

"Обычай трезвых, чуждых всякого винопития νηφάλια [1] сохранялся в отдельных местах ещё и в позднейшее время (Плутарх, Наставления о сохранении здоровья, в изд. Hutten 7,397; его же, О сребролюбии, 8; Афиней, Пир мудрецов, V, 200 С). В мифе об Эолийках уста божества источают мёд и нектар — в нём нет речи об огненном даре вина, подобно слёзам исцеляющего всякую боль, склоняющего женщин предаваться радостям любви и всяческому нецеломудрию. (Ср. Афиней, Пир мудрецов, V, 200 С; Сервий, Комментарии к «Георгикам», 1,344). Дар пчелы — чистейшего животного, питающего отвращение ко всякого рода невоздержанности, —связывается здесь с нектаром, напитком бессмертных. В этом образе выражается двоякое благодеяние мистериального посвящения: здоровье, изобилие земных благ, радость, заключённая в надежде присноблаженного бытия — представлены и нём как награда за преданность божеству. Целомудренные, не опьянённые вином и звонкой музыкой флейт, разбили на вершине Киферона свой лагерь свиты трёх вакханок-менад: Ино, Агавы
и Автонои "рассудительно, а не, как ты говоришь, будучи пьяными" (Еврипид, Вакханки, 676; ср. Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, III, 64). Кощунственно любопытство Пенфея, ибо ни один мужчина не дерзает приблизится к боговдохновенным вакханкам (там же, 1838 ff.; ср. Софокл, Антигона, 962-965); да и вообще — судя по тому, что мы знаем о римских Вакханалиях — обычай не допускать мужчин к отправлениям вакхического культа, похоже, изначально был повсеместным. Заповедь целомудрия является высшим из всех условий дионисийского, да и вообще всякого мистериального культа. (Ср. Сервий, Комментарии к «Энеиде», III, 12). Лишь целомудренная матрона допускается к служению божеству. Как в мессинской надписи перед участием в анданских мистериях женщины клянутся в своей чистоте, так и Герайра [2] обращается к царице, супруге Диониса со словами: «Благочестива я, чиста и непорочна, чужда всему прочему нечистому и с мужчиной общению». Для того чтобы созерцать невыразимое, непременным условием является высочайшая степень чистоты. Лишь благодаря этой своей природе, свойственной требующему святости матроны божеству, Дионис смог вступить в теснейший культовый союз с Деметрой, чистой Матерью-Пчелой (Порфирий, О пещере нимф, 18), на чьём празднике возбранялось всякое упоминание мужского начала; лишь благодаря ей он в своей связи с Либерой может явить человечеству образ ’ιερός γάμος" [3].

Недавно в статье "О связи матриархата с женской самоактуализацией" я высказывал свои подозрения насчёт того, что древние матриархальные общества должны были иметь какие-то конгрегации дев. Потому что независимость взглядов и убеждений, женская самоактуализация конгруэнтны женской субъектности. Иными словами, самоактуализация есть завершающий этап становления женщины как личности. "Орлеанская дева", Жанна д'Арк, безусловно была личностью. А если собрать таких дев в конгрегацию? Это же страшная сила! Бахофен говорит, что они и собирались в рамках мистериальных культов. Тут уже один шаг до создания женских тайных обществ. Может быть, они и существовали... В крито-минойскую эпоху, или ещё раньше, в неолитической Старой Европе...

-------------------------------------------------------------------------------------
[1]  Жертвоприношение без возлияний вина (др.-греч.).

[2] Др.-греч. γέραιρα — «старица», жрица, ассистирующая жене басилевса при совершении обрядов, связанных с таинствами Диониса.

[3] Священный брак (др.-греч.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий