Нонн Панополитанский именует Диониса φιλοσκόπελος, όρεσσινόμος, то есть "любящий скалы, бродящий по горам" (Деяния Диониса, XVI, 186; XXI, 314).
Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" говорит о том, что "служительницы Диониса — вакханки — всегда изображаются в бурном движении; они бегут в горы, перескакивают через расселины, их одежды развеваются, голоса усиливаются и множатся горным эхом".
 |
Менада |
Крито-минойские горные святилища широко распространены по всему острову Крит. Гора Юктас, расположенная к югу от Кносса, вероятно, является самым ранним из горных святилищ.  |
Вид на гору Юктас из города Ираклион. Говорят, что Юктас напоминает лицо Зевса. |
 |
Вид на гору Юктас через священные рога из кладовых Западного крыла Кносского дворца |
Вполне может быть, что на эту гору когда-то бегом взбирались крито-минойские менады, услышав зов рогатого консорта Богини. О Матери-горе и её молодом боге/спутнике, которого называли Велханосом или Гиакинтосом, писали Эванс и Нильссон, среди прочих.Археологи обнаружили на вершине горы святилище, которое было окружено стеной циклопической конструкции. Длина стены составляет 735 метров, а ширина — более трёх метров. Высота — около 3,5 метров.
 |
Остатки стены циклопической конструкции. |
Н. Платон считал, что здание, раскопанное А. Каретсоу на Юктасе, соответствовало трёхчастным святилищам, изображённым на вазах. |
Ритон горного святилища из Закроса, датируется 1 550-1 500 гг. до н.э. |
 |
Изображение с ритона горного святилища. |
 |
Реконструкция горного святилища |
 |
Горное святилище, изображённое на минойской вазе из Кносса. |
В настоящее время, после раскопок, святилище на горе Юктас выглядит вот так.
 |
На переднем плане находится трещина, а позади трещины — остатки алтаря. |
Алтарь был построен на краю одной из многочисленных трещин на вершине горы. Эта конкретная трещина была раскопана на глубину десяти метров (но не до самого дна) и дала большое количество интересных находок. Хотя в основном трещина была заполнена золой и пеплом от жертвоприношений. В жертву приносили животных, растения, глиняные модели частей тела, фигурки людей и животных различной величины, а также глиняные шарики. Конечно же, учёные решили, что фигурки людей или модели частей человеческого тела – это заменители человеческих жертвоприношений. Но, как верно заметил проф. Андрей Зубов, учёные о наших предках думают плохо. Если сейчас пройти по храмам того же Крита, да и вообще, по монастырям Греции, то вы увидите, что там на чтимых иконах или даже на чтимых деревьях висят те же самые изображения из серебра рук, ног, целые человеческие фигурки или головы, или сердца, или изображения маленьких детей.
 |
Современные варианты жертвенных подвесок на иконы в Греции |
И понятно, что это не замена человеческих жертвоприношений, а просто-напросто благодарность за исцеление, или за то, что у молящихся родился ребёнок, которого они давно просили. Или же это был образ того, что люди как бы приносят себя в жертву, но на самом деле приносят в жертву лишь своё изображение, бросая в огонь жертвенного костра глиняную посвятительную статуэтку, то есть это символическое действие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий