20 февраля 2025

Nanno Marinatos в поисках царя Миноса.

Nanno Marinatos в статье "Минойская Богиня-Мать и её сын: Размышления о теократии и её божествах" пытается натянуть сову на глобус "притянуть за уши" ближневосточную государственно-патриархальную мифологию к истолкованию  реалий крито-минойского общества.

Во-первых, надо ещё доказать, что на Крите имелась одна Богиня, а не множество богинь. Во-вторых, даже если там была одна Богиня, то с какой стати называть её "Богиней-Матерью"? И если она всё же была Матерью, то чьей Матерью? Быкоголового богозверя? 

Nanno Marinatos пишет, что "во многих ближневосточных мифах он является богом бури и царём богов. Такая роль приписывается вавилонскому Мардуку и Нинурте, египетскому Сету, угаритскому Баалу, израильскому Яхве, греческому Зевсу и Аполлону". Она предполагает, что "был главный сильный минойский бог-мужчина похожей природы, которого можно описать как воина и убийцу драконов. Но в то же время он был задуман как сын и царь.

В греческой религии Аполлон наследует роль истребителя драконов. Уолтер Беркерт показал, что он многим обязан своей мифической персоне Решепу, богу-сокрушителю Ближнего Востока. Аполлон в греческом культе и особенно на Крите оставался связанным со своей матерью Лето; она также является богиней, имеющей некоторое значение, руководящей мужскими воинскими ритуалами. Лето также весьма почитается в Гимне Аполлону, который датируется шестым веком до н. э. Там она получает эпитет госпожа (potnia: Гимн Аполлон, 12), который является греческим эквивалентом угаритского rbt и палестинского gbr, а именно эпитетов ханаанских богинь-матерей.

Самое раннее изображение Аполлона в окружении матери и сестры с Крита — это бронзовая статуя из храма в Дреросе (седьмой век до н. э.). Статуи были раскопаны и впервые интерпретированы как божественная триада Спиридоном Маринатосом.

Apollo, Artemis and Leto from Dreros. Herakleion Museum

Это свидетельство обеспечивает некоторую преемственность между минойским и греческим/дорийским Критом. Однако вместе с этой преемственностью характер отношений между матерью и сыном изменился. Статуя Лето больше, чем у Артемиды, но значительно меньше, чем у Аполлона. Это показывает низведение Богини-Матери и возвышение бога-воина, как заметили Киль, Улингер и Шрер в ханаанской/израильской религии в железном веке и ранее. В греческой религии Лето имеет некоторое значение как почитаемая мать бога-воина, но она явно играет второстепенную роль по сравнению с ним. Но как мы можем объяснить этот сдвиг? Я предполагаю, что это связано с тем, что теократии пришли в упадок по обе стороны Эгейского моря. Королевы-матери больше не имели той важной роли, которую они играли в качестве контролеров родословной. Понижение роли Матери Богов связано с понижением вдовствующей королевы. Таким образом, Мать-Богиню можно определить как черту монархических теократий, а не примитивных религий".

Да ну, бред какой-то... Можно привести множество примеров, когда Мать-Богиня существует в мифах субарктических народов, сохранивших архаический образ жизни, без каких-либо намёков на монархические теократии. Взять хотя бы Седну, Мать животных и людей.

Да и на Крите я не вижу никаких признаков царизма. 

Похоже на то, что у Nanno Marinatos лёгкость в мыслях — необыкновенная. Комментируя нижеследующее изображение на кольце,

Ring from Mycenae.

она пишет, что это изображение "подразумевает возведённую на трон богиню, обращённую лицом к стоящему мужчине, который иногда (но не всегда) меньше её. Сидящая поза богини обозначает её власть и статус царицы. Этот факт следует отметить, поскольку он соответствует шаблону теократии" (тут я не сдержался и рассмеялся).

Блаженная Матронушка Московская

Комментариев нет:

Отправить комментарий