"В догосударственных обществах роль традиций была исключительно важной", - говорит Л. Е. Гринин. - Раннее государство, подобно ледоколу, ломает древние традиции. "Почему? Дело в том, что управление только по традиции не требует ни специального аппарата, ни выполнения особых функций контроля. Другими словами, там, где традиция господствует абсолютно, не нужно государства, а достаточно иных принципов организации общества. Государство же - это политическая форма, возникшая в условиях, когда был необходим отход от некоторых важных традиций. Таким образом, перефразируя известное определение, можно сказать: государство начинается там и тогда, где и когда традиционные методы управления не действуют". «Можно даже сказать, что наличие государства следует констатировать лишь в том случае, если в данном обществе совершился переход от обычая к закону», - считает Якобсон.
"С изменением традиций тесно связано и реформирование. Ведь реформы часто являются тем же отходом от каких-то важных традиций. История любого раннего государства даёт нам примеры тех или иных реформ, связанных с отходом от традиций. В ранней истории (или в преданиях) очень многих обществ можно найти упоминания о деятельности того или иного великого реформатора. Таковы, например, Шунь, У Ци, Шан Ян и другие правители и политики в Китае, Ликург в Спарте, Сервий Тулий в Риме, Уракагина/Уруингина в Лагаше, Саргон в Аккаде, Саул и Давид в Израиле-Иудее и т. д. История многих ранних государств даёт нам примеры тех или иных реформ, связанных с отходом от традиций, например религиозных. Хлодвиг франков, Владимир на Руси и многие другие отказались сами и заставили отказаться свои народы от старой религии (Мажуга 1990: 48; Рыбаков 1987: 143). Даже в Индии, где власть стремилась избегать крутых разрывов с традиционными основами, таких примеров немало. Достаточно ярким является поддержка индийским царём Ашокой буддизма (III в. до н. э.), хотя и не ставшего государственной религией, но сильно укрепившегося при нём".
Значит, так: матриархат держится на силе Традиции, тогда как патриархат свергает древнюю Традицию и устанавливает свои порядки, которые можно считать квазитрадицией, эрзац-традицией.
Чтобы стало ещё более понятно, приведём "рельефное" сравнение матриархата с русскими староверами или американскими амишами. И те, и другие могут жить без государства. И у тех, и у других велика сила Традиции. А современные люди подобны детям малым и неразумным, которым неведомо, что такое хорошо и что такое плохо. Тут уж без судей, тюрем и полиции никак не обойтись, тут нужен "сталин" в "ежовых" рукавицах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий