Интересная информация в статье "Куда девали мальчиков?"
Исследователи из Университета Гранады провели раскопки на территории мегалитического некрополя Панория, расположенного на юге Испании. [...]
Как пишет журнал Archaeology, человеческие останки в указанном некрополе были захоронены в коллективных могилах. Их возраст насчитывает от 4100 до 5600 лет, то есть некрополь использовался на протяжении 1500 лет.
[...]
"Во всех проанализированных могилах было похоронено в два раза больше женщин, чем мужчин, — сообщают исследователи. — Что касается детей, то на каждого мальчика приходилось 10 девочек. Поскольку эта практика сохранялась на протяжении всего времени использования некрополя, маловероятно, что чрезмерное представительство женщин в захоронениях было результатом непредсказуемого события".
Исследователи предложили альтернативный вариант. По их мнению, погребальные практики в древнем местном сообществе были отражением семейных отношений. Это означает, что они "могли быть организованы по материнской линии", проще говоря, в этом сообществе царил матриархат.
(Отсюда)
Автор статьи, lenivtsyn, задаётся вопросом - куда девали мальчиков? - и высказывает предположение, что мальчиков съедали: 1) другие (которым их жертвовали), 2) сами члены сообщества.
Я не согласен с предположением автора, тем более что он сам рассказывает "о ещё двух некрополях с преобладанием женщин (в одном из них это преобладание ещё более резкое), и об одном погребальном комплексе, в котором мужчины и женщины похоронены по-разному: мужчины - в сложенных из камней дольменах, а женщины - в скальных пещерах".
Опять эти дольмены... Мне встречалось мнение, что дольмены на Северном Кавказе якобы изготавливались мужчинами-пастухами, так сказать, для собственных нужд. (В принципе, так же староверы ещё при жизни готовили себе "домовины", только деревянные.)
В Европе отгонное животноводство было широко распространено в доримский период, и пастухи проводили почти круглый год на пастбищах вместе со своими стадами.
Делать было нечего, и пастухи сооружали дольмены из песчаника (по крайней мере, на Кавказе). И, может быть, мальчики с детских лет уходили со своими отцами в поля, чтобы помогать им пасти стада овец и коров, и заодно строить дольмены-"домовины".
![]() |
Сатир-пастух |
Делать было нечего, и пастухи сооружали дольмены из песчаника (по крайней мере, на Кавказе). И, может быть, мальчики с детских лет уходили со своими отцами в поля, чтобы помогать им пасти стада овец и коров, и заодно строить дольмены-"домовины".
Я полагаю, что если родовое общество было матрилокальным, то вполне естественно, что в родовой усыпальнице хоронили только "своих". Девочки оставались в своём роду, а мальчики отправлялись на воспитание в роды своих отцов. На Кавказе вплоть до XX века сохранялся обычай аталычества, когда мальчиков отдавали на воспитание в другие семьи. (В статье говорится: "Возможно, что дочери по родословной оставались с родственной группой, в то время как сыновья уходили, чтобы присоединиться к другим родственным группам (мужская экзогамия).".)Так и иначе, причины отсутствия погребений мальчиков в некрополях следует искать в матрилокальном устройстве родового общества. Кстати, и в Чатал-Хююке в основном находят погребения женщин и детей, а мужских погребений там сравнительно мало.
Ещё немного от lenivtsyn'а: "...обратившись к оригинальной статье в Nature, я почерпнул следующие сведения. Общее число захороненных в Панории оказалось не так велико: "минимальное количество особей составляет 91". Предположим, что в итоге их окажется в десять раз больше (по-моему, это слишком щедрое допущение, но пусть), но и тогда это будет в среднем менее, чем один покойник в полтора года (910 особей за 1500 лет). А скорее, всё же, что в гораздо больший промежуток времени. В той же статье есть информация, что подобный перекос в сторону женщин наблюдался и в других некрополях. Сам себе я представляю это так, что сородичи не слишком спешили хоронить своих покойников, побросав все дела, а бальзамировали их и таскали с собой, пока их кочевой путь (заранее известный, повторяющийся поколениями из года в год) не приводил их к некрополю".
Вспомним про усыпальницу (гипогей) на о. Мальта и про аналогичную усыпальницу на о. Керос в Эгейском море. Туда ведь тоже доставляли прах покойников со всего Средиземноморья. Может быть, в стародавние времена имелось гораздо больше подобных усыпальниц, о которых мы пока не знаем. По всей видимости, в подобных усыпальницах совершались вторичные захоронения, которые проводились в определённые дни года, во время религиозных праздников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий