21 января 2022

Матриархат под спудом.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 318 и сл.) приводит выдержки из Юлия Валерия, где описывается разговор Александра Великого с индийскими гимнософистами:

"Он [Александр] спросил, как они полагают: что было прежде: день или ночь? Те, не раздумывая, отдали первое место ночи, ибо всё, что только было зачато, принимает начатки жизни во мраке, и лишь потом, рождаясь, переходит из тьмы в пределы света.

Он спросил их также, какие части человеческого тела они считают достойными большего почитания? Те отвечали: левые, ибо даже солнце, взойдя, свершает свой путь слева направо; также и потому, что для телесного союза мужчины и женщины более подобают левые части, и женщина для кормления сперва предлагает ребёнку левую грудь, и [изображения] богов во время священных обрядов носят на левом плече, и даже цари держат знаки своего достоинства в левой руке". 

Эти вопросы и ответы "суть форма, в которой получили выражение противоречия мировоззрений Востока и Запада, пришедших в соприкосновение в результате войн Александра", - комментирует И. Бахофен. В предпочтении индийскими гимнософистами ночи и левой стороны он видит матриархальную основу этого предпочтения. Тут, собственно, не важна сама историческая реальность этой беседы Александра Македонского с гимнософистами. Важно то, что в патриархальной культуре любое альтернативное мировоззрение автоматически приобретает черты матриархального.   

 

"Пассионарность" или одержимость?

Интересно, а есть ли связь между "пассионарностью" Льва Гумилёва и одержимостью бесами, беснованием, как оно понимается и трактуется в православной традиции?

Ведь одержимость — это тоже атрибут не сознания, а подсознания. Классический пример — Жанна д'Арк, ведомая своими "голосами". Недаром её обвиняли в ведовстве и сношениях с нечистой силой. "Голоса", они ведь всякие-разные бывают, и алкаши, упившиеся до белой горячки, тоже слышат "голоса", которые приказывают им куда-то бежать и что-то делать...

В гумилёвской "пассионарности" особо настораживает тот факт, что она никак не связана ни с интеллектом, ни с моралью. Пассионарность — это жажда бурной деятельности, а какой деятельности, пассионарию всё равно. Для пассионария характерно скакать верхом на коне, махать обнажённой шашкой и кричать во всё горло: "Даёшь!!!" А чего - "даёшь", он не думает.


Точно так же скакали по евразийским степям орды кочевников много веков назад, разрушая всё на своём пути. 

Наверно, Колумба можно назвать пассионарием. И Колумб, вроде бы, выглядит симпатично, но теперь его памятники сносят в Америке, потому что вслед за Колумбом в Америку прибыли другие "пассионарии" из Европы, которые подвергли разграблению и уничтожению культуру местных жителей.

Наверно, и "бесноватого" Гитлера можно назвать пассионарием, так как ни интеллектом, ни моралью он не отличался, но при этом всё время куда-то "ломился" со страшной силой

Третий рейх. Славное начало.

Третий рейх. Бесславный конец в Сталинградском котле.

Для Гитлера это очень характерно, что он "не мог заставить себя рассчитать последствия своих поступков". И никто не мог заставить его, поскольку он был "фюрером", выше которого никого нет и не может быть.

20 января 2022

Погребальные аллеи энеолитической Аравии.

Международная группа археологов под руководством Мэтью Далтона (Matthew Dalton) из Университета Западной Австралии исследовала погребения эпохи неолита-энеолита на северо-западе Аравии. Исследователи обнаружили почти 18 тысяч погребений необычной формы. Учёные называют их «подвесными», но не в значении «подвешенные, висящие», а в значении «в форме подвески, подвескообразными». Такое погребение состоит из пирамиды, сложенной из камней, высотой до двух метров, от которой расходятся каменные же ограды в форме треугольника (не всегда выполненные полностью).


Погребальные сооружения датировали радиоуглеродным методом, который дал довольно интересный результат. Изначально их строили в промежутке между 2600 и 2000 годами до нашей эры, потом оставили, а через небольшой промежуток времени начали использовать повторно (подзахоранивать), и закончилось это только примерно за тысячу лет до нашей эры. 

Схемы погребений. Они отличаются друг от друга, но видно, что строили их по одному принципу / ©Matthew Dalton et al.

19 января 2022

Матриархат как айкидо.

Айкидо - мудрая школа перенаправления силы против неё самой. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией.


 

"Козлиные" инсигнии власти в персидском Иране.

Эту картинку я увидел у автора блога Old European culture в статье "Dancing goat men from Luristan" ("Танцующие козлы из Луристана").

Iran, Luristan, Luristan bronzes, circa 1350-800 B.C.

В той же статье имеется и другое навершие посоха, изображающее двух козлов, держащихся за "руки"; только у одного из них "стручок" отломился 😿.

Bronze top for a standard. ca. 8th–7th century BC.

Эти гомосексуальные пары козликов из персидского Ирана заставляют вспомнить про концепцию Василия Розанова о роли урнингов в религии. Он считал, что мужчины с гомосексуальными влечениями всегда составляли "ярдо", или элитную "гвардию" христианства, то есть монашество. Из "чёрного" (то есть безбрачного) духовенства состоит вся церковная иерархия. Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к "чёрному" духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество.

А если заглянуть в до-христианскую эпоху? Как там обстояло дело с профессиональным жречеством? Эта тема заслуживает специального исследования. Равно как и близнечные мифы и символика близнецов в индо-европейской традиции.

Римская волчица кормит близнецов Рема и Ромула. V В. до н.э.
 
У Тора есть два козла — Скрежещущий Зубами и Скрипящий Зубами и колесница, на которой он ездит; козлы же везут эту колесницу.

К вопросу о развитии человеческого рода.

"Всякий значительный шаг в развитии человеческого рода происходит в сфере религии, которая неизменно является самым могучим, а в доисторические времена — и единственным носителем цивилизации" (И. Бахофен. "Материнское право". Т. 2. С. 282).

С этой точки зрения любопытно взглянуть на т. наз. "новую историю". Советская историография обозначила началом новой эпохи истории человечества Великую французскую революцию 1789 года. Которая, как известно, носила антирелигиозный характер. Ну, не станем же мы всерьёз принимать за религию полушутовской культ богини разума!

В этом смысле, вся общественная "движуха" нового времени (1789 - 2022 гг.) в религиозно-духовном измерении отличается мелочностью и "мелкотравчатостью". Несмотря на весьма масштабные "толковища" (включая сюда и "театры военных действий"), в сфере религии никаких значительных подвижек не было. Если не считать за подвижки голое "отрицалово" религии в странах, охваченных революционным пламенем. 

Интересный взгляд на Ленина от хорватского художника Jozo Kljaković, 1924 год.  

17 января 2022

Храмы как элементы государственного культа.

 

Зиккурат в Уре. Реконструкция.

Зиккураты являются немыми свидетелями появления царской власти в Месопотамии. Согласно Списку царей Шумера и Аккада, возведение первого зиккурата приходится на время правления царя Этаны; Этана, по более древней традиции, есть первый царь I династии Киша, о нём говорится: «Этана, пастух, тот, кто вознёсся на небеса, тот, кто объединил все страны, и стал царём». Иногда проводятся аналогии между Этаной и библейским Нимро́дом, названным царём городов «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). В агадических преданиях именно ему приписывается строительство Вавилонской башни.

Очевидно, Вавилонская башня в Библии несёт негативные коннотации именно из-за того, что она строилась, во-первых, в городе, и, во-вторых, по царскому велению-произволению. Как известно, у древних евреев поначалу не было ни городов, ни царей. Они смотрели на Вавилон примерно так же, как сибирская отшельница Агафья Лыкова смотрит на Москву. То есть, имелось противопоставление по линии "деревня" — "город". В "деревне" - маленькое святилище, скиния завета,

Скиния завета. Реконструкция.

а в "городе" - огромная башня до небес.

Историк Софронов в труде «История Древнего Востока в Ветхом Завете» замечает очень точно (стр.238) : «Мы застаём общество архаического Ура в момент, когда выделилось из общин Ура храмовое хозяйство — основа существования государственного аппарата. <...> Итак, ранняя государственность Южного Двуречья возникает в виде храмового хозяйства, обеспечивающего существование государственного культа. <...> Так в храме, как в государственном хранилище, сосредотачивался прибавочный продукт, необходимый для администрации и непроизводительной части общества, как то: жрецов, ремесленников, правителей».

Я бы сказал, что храмовые хозяйства обеспечивали существование не столько государственного культа, сколько культа Государства. Хотя, если присмотреться внимательнее, то государственный культ и культ Государства - это, в принципе, одно и то же. И, очевидно, до-храмовое иудейство осознавало себя противником государственного Левиафана. Да и в эпоху эллинизма евреи выступали против государства. Описание "зверей" мировых империй мы находим в видении зверей Даниила. Как известно, борьба евреев против римского "зверя" закончилась разрушением иудейского храма и Иерусалима в 70 году.

Salut Salon. "Competitive Foursome".


 

О религиозной основе материнского права.

Мне кажутся неубедительными попытки И. Баховена "вывести" материнское право из ius naturale (естественное право). Дело в том, что декларация о "правах человека" не остановит руку убийцы. Кажется, и сам Бахофен понимает это, когда он говорит о религиозной основе материнского права. Он пишет: "Всё величие и достоинство, которые заключены в имени матери, в усиленной форме воспроизводится в слове βοϋς . Благодаря своей связи с религиозным символом имя матери представлено здесь во всей своей святости и неприкосновенности. Поэтому оно как нельзя лучше соответствует эпохе материнского права, покоящегося на всецело религиозной основе".

Тут, очевидно, имеется в виду одна из самых великих богинь Древнего Египта — Хатхор. 

Древнеегипетская фреска с богиней Хатхор

Её чтили не только египтяне, но и сирийцы, греки и римляне.  

Хатхор кормит грудью умершего фараона

Вырисовывается следующая логическая последовательность.

1. Общество - религиозное, и, стало быть, большинство членов общества соблюдают религиозные традиции. Несоблюдение традиций автоматически ставит человека в положение "отщепенца".

2. Большинство членов общества почитают богиню Хатхор; хотя некоторые могут почитать её притворно, единственно из боязни прослыть "отщепенцами".

3. Так как Хатхор изображается с коровьими ушами, корова становится священным животным богини; убить корову значит причислить себя к подонкам общества.

4. Хатхор — не просто корова, а женщина-корова; поэтому женщины, как и коровы, приобретают священный статус. Поднять руку на женщину равнозначно страшному богохульству; за это извергают из порядочного общества. Боязнь прослыть "извергом" останавливает насильника. 

Я вижу крепко стоящее материнское право на религиозной основе, но на основании т. наз. естественного права ничего подобного стоять не может. Какой-нибудь безбожный мужлан отрубит голову женщине с тою же лёгкостью, как он отрубает голову курице.

— Ius naturale, права человека? Не, я чек неграмотный, я ничё такого не слыхал, - скажет он.

----------------------------------------------------------------

[1] Корова (др.-греч.). 

Двери в потолке - "света горнего ради".

Реконструкция неолитического поселения Чатал-Хююк.

Почему в домах поселения входные двери были расположены сверху, в потолке, - о том говорит Олег Ермаков:

Версия, конечно, не научная, но очень красивая.

16 января 2022

Кольцо как символ богини неба.

Известны античные изображения сцены инвеституры, на которых показана женщина, вручающая мужской персоне кольцо. Эта женщина — полузабытая к тому времени богиня неба, кольцо — её символ, который она вручает как удостоверение власти, достоинства. В средние века в Европе назначение на церковную должность или введение в духовный сан сопровождались вручением символического кольца. У многих народов жрецы носили кольцо как знак своего достоинства. Королевское кольцо, передаваемое другому, означало, что с ним передаётся власть. В Перу инки посвящали в дворянство, прикрепив кольцо в ухо. Обручальное кольцо, символический венец брачного ритуала или коронации, венок, которым чествовались победители в состязаниях — всё это символы богини неба, Великой богини доиндоевропейской эпохи. 

Ариэль Голан. Миф и символ.

 
Символ Иштар – звезда – прямо над правой рукой царя.

Взгляд Леды.

Взгляд Леды после 2000-летнего забвения. Фреска I века до н.э. 


Археологические раскопки неисследованного района Regio V в археологическом парке Помпеии. 2018 год

Я бы охарактеризовал взгляд Леды как вполне целомудренный; иначе не стал бы Зевс "возиться" с нею. По одной версии мифа, она была перенесена на Острова Блаженных как мать Елены Прекрасной. Что, отчасти, напоминает католический догмат о взятии Девы Марии с душой и телом на небеса после окончания Её земной жизни.

 

"Лунный" бык Апис и подземные серапеумы как "инкубаторы" нового рождения.

Кажется, архаичное представление о "рогатом" Месяце сохранилось у египтян, которые, по свидетельству И. Бахофена, считали, что "Бог — не посредством плотского соития, как это бывает у людей, — но действием совершенно иной силы, соприкосновением с иными вещами мог оплодотворить смертное существо и наполнить его божественным семенем. Они утверждали, что подобным образом от некоего воздействия Луны был рождён Апис".

Detail of a bronze status of an Apis bull donated to Alexandria, Egypt by the Roman Emperor Hadrian in the early 2nd century AD. 

Я думаю, мы здесь имеем некоторые параллели с крито-минойскими таврокатапсиями и древнегреческой легендой о Минотавре. 

"Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка. Апису не полагалось жить более 25 лет [1], и по прошествии этого времени его топили в колодце", - сообщает Википедия

Спрашивается: а что, если на Крите не топили его, а отправляли помирать в подземелье? Тем более, что египтяне называли Аписа «быком преисподней». Интересно, что близ Мемфиса египтолог Огюст Мариет обнаружил Серапеум — некрополь быков Аписа, представляющий собой огромную подземную крипту, в которой хранились мумии девяти священных быков. Серапеум в Саккаре и впрямь напоминает подземный храм-"лабиринт".

The main tunnel in serapeum of Saccara 
В александрийском серапеуме

В александрийском серапеуме

Матриархат и культура.

Esenia своей статье "Мировоззрение Великой Богини. Вечное возвращение" начинает "за здравие", а кончает "за упокой". 

Никто не спорит с тем, что, как говорит Esenia,

"культура и природа — антагонисты. Человек выделился из природы и стал человеком только тогда, когда он изобрёл запреты и ограничения некоторых своих природных начал. Культура — это ограничение природных начал человека. Культурное, а не природное начало делает человека человеком. Без культуры человек оставался бы животным. Человек, подавляя своё природное начало и развивая культуру, вырывался из животной парадигмы".

Здесь всё верно. Черносвитов Павел Юрьевич, кандидат исторических наук, доктор культурологии, пишет: "Человек, несомненно, изначально – стайное (или стадное) животное. Но, чтобы стать истинно «общественным животным», надо, чтобы его сообщества овладели культурой – системой внебиологических, искусственных приемов выживания в окружающей среде, которая передавалась бы в них от поколения к поколению через обучение. Именно наличие культуры и отличает человеческие сообщества от сообществ любых других животных." Прав был один из родоначальников современной культурологии К.Гирц: "Без людей не было бы культуры, это точно; но что более примечательно, без культуры не было бы людей!"

В том же духе говорит и Михаил Веллер: 

"... Так вот, культура - в общем и целом - это разность между биологической и социальной формами существования материи... То есть, если мы возьмём человека сугубо как животное, - без речи, без какой бы то ни было трудовой деятельности, без каких бы то ни было общественных навыков, - совершенно понятно, что это будет не человек. Это будет человекоподобное животное, даже если он будет находить себе корешки, зубами рвать на части зайцев и тому подобное..."

Но далее Esenia несёт пургу. Взяв в оборот концепцию европейского гуманизма о человеке как "царе природы" [1] и назвав эту концепцию "прометеевской линией", она противопоставляет её "фаустианской линии". По сути, никакой существенной разнизы между этими двумя линиями нет, так как "фаустианский" философ Спиноза, говорящий, что "Природа господствует над всем", выражает всё ту же концепцию европейского гуманизма.

Esenia пишет: 

"Если всё — Природа, то у Природы должно быть какое-то священное основание. Матриархальный культ Великой Богини (она же Богиня-Мать, Мать-Природа, Мать-Земля и так далее) является таким основанием, и если ты ставишь в приоритет природное начало, то все дороги в конечном итоге приведут к Богине-Матери". 

Надо прямо сказать, что концепт "Мать-Природа" является симулякром нашего времени, и он ни в малейшей мере не соответствует какому-либо божеству архаических обществ эпохи матриархата.

15 января 2022

Мужикизм Бахофена.

Несколько цитат из второго тома "Материнского права" И. Бахофена с моими иллюстрациями.

"Можно сказать и так: в духовной сфере правит мужчина, в сфере материи во всей её полноте господствует женщина".


"Коль скоро всё материальное оказывается связано с Землёй, то и Земля, в свою очередь, ограничивается сферой материального. Напротив, поскольку мужчина исключён из сферы материального, его безраздельным достоянием становится духовная сфера".


"Пифагорейцы сравнивают женщину с основанием треугольника, его горизонтальной стороной, мужчину — с отложенной от него вертикальной линией. За всеми этими сравнениями, приведёнными у Плутарха (Об Исиде и Осирисе, 56), стоит одна и та же идея: женщине как материальному основанию человеческого бытия мужчина противопоставлен как бестелесная потенция. Если она является материалом, то он — художником. Если женщина занимает место Земли, то мужчина напоминает Творца, который, подобно отношениям горшечника и горшка, противопоставлен Земле как воздействующая на неё извне незримая сила. С этой точки зрения не женщина, а один лишь мужчина может вступать в отношения с божеством в качестве священника: она принадлежит телесной жизни, он — бесплотной силе".


Увы, духовный мужчина и бездуховная, материальная женщина Бахофена являются интеллектуальными фикциями, которые вступают в противоречие с реальностью.  

К вопросу о причинах упадка древних матриархальных обществ.

"Причина упадка повсеместно одна: повсюду угасание жизни духовной коренится в той победе мещанства, которая обусловливается возрастанием житейского благополучия. Чем больше этого благополучия и комфорта в земной обстановке человека, тем меньше он ощущает влечения к запредельному. И тем больше он наклонен к спокойному, удобному нейтралитету между добром и злом".

Е.Н. Трубецкой

Я, кстати, выразил ту же идею в записях "При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат", При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2)При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (3) и В бедности - матриархат, в богатстве - патриархат

Патриархат — это, конечно, "мещанство в законе", воинственное мещанство, охраняющее и защищающее житейское благополучие мещан силой оружия.


14 января 2022

Что было раньше: поп или баба?

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 208) указывает на тот "странный" факт, что в Древнем Египте ни одна женщина не отправляла какую-либо жреческую должность ни при мужском, ни при женском божестве. Так свидетельствует Геродот (История, II, 45). 

И. Бахофен снова седлает своего любимого "конька" и в очередной раз повторяет свою байку о том, что "в духовной сфере правит мужчина, в сфере материи во всей её полноте господствует женщина". "Материальный, вещественный характер женщины приводит, с одной стороны, к материнскому праву, господствующему во всех отношениях материальной, телесной жизни, а с другой стороны, — к её неспособности исполнять священнические обязанности, в которых как раз и задействована не эта телесная, материальная сторона, а напротив, бесплотная, высшая часть нашего «я»". 

Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) посетил Египет в его поздний период, когда Египет превратился в восточную сатрапию в составе Персидской империи. Геродот писал о том, что он видел своими глазами; он не мог заглянуть в далёкое прошлое Египта, в додинастический период. А мы ныне можем это сделать, выстраивая картину жизни древних египтян на основании археологических открытий. Вот лекция израильского археолога Михаила Фрейкмана "Храмы Древнего Востока: от неолита до храма Соломона", 

 


в которой он разделяет все древние храмы на "эксклюзивные" и "инклюзивные". "Инклюзивные" храмы строились так, чтобы вместить в себя как можно больше людей; "эксклюзивные" же строились так, чтобы исключить всех тех, кому не положено туда заходить. 

"Инклюзивные" храмы гораздо древнее "эксклюзивных". Они существовали до появления городов и государств. И в этих храмах не существовало жречества. Да и сами эти храмы были скорее святилищами, а не храмами в современном понимании этого слова. 

О насаждении арийской "солнечной духовности".

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 197) пишет:

"О Персее миф сообщает, что он вступил битву с Горгонами и их царицей Медузой — младшей и единственной смертной из всех своих сестер (Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, III, 54; Схолии к Пиндару, «Немейские песни», X, 6); Диодор (там же, III, 51) говорит о Горгонах как о родоначальницах всех амазонских племён Ливии [1].


Свой трофей герой посвящает Афине, ибо в её храме он некогда нашёл убежище и защиту. Та же богиня, которая защищает Геракла, Данаид и Тесея, которая опускает в урну белый камешек за матереубийцу Ореста, принимает под своё надёжное покровительство и победителя горгоны Персея. В этом качестве она получает эпитет Γοργοφόνος [2] (Орфические гимны, XXXII, 8).

Каков Персей, таков и Геракл, подобно ему, происходящий от Гипермнестры. О Геракле Диодор Сицилийский (Историческая библиотека, III, 54) сообщает, что он окончательно уничтожил горгон, равно как и остальных амазонок, когда проходил через лежащие к западу страны и воздвиг у берегов Африки названные в его честь столбы. Здесь, как и в мифе о Персее, в качестве амазонского царства вновь упомянута в первую очередь Ливия и лежащая к западу от неё земля. Диодор добавляет: «Геракл, решивший облагодетельствовать весь без исключения человеческий род, счёл неправильным оставлять какие-либо народы под унизительным женским господством»."

И хотя Бахофен постоянно "бубнит" о победе духа над материей [3], у меня возникает вопрос: почему эти "духоносцы", Персей и Геракл, устанавливали "царство духа" с помощью меча и дубинки?

Кадр из фильма "Геракл", 2018.

12 января 2022

Храмовый комплекс в Фесте.

Руины Феста включают в себя бассейны, многие из которых были ваннами, использовавшимися для очищения во время религиозных ритуалов. Кредит: Джебулон, CC0/Общественное достояние Википедии. Источник картинки.

Бассейны для священных омовений указывают на то, что Фест был центром религиозного паломничества, как Иерусалимский храм до его разрушения в Иудейской войне 70-го года. Там, при иудейском храме, тоже имелись бассейны для ритуальных омовений.

 

О сверхъестественных "корнях" материнского права.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" говорит о том, что "право является составной частью религии", оно есть "установление божественной воли", и, в то же время, он пишет о "материнском природном принципе", о "вещественно-женском правовом принципе". По-моему, тут Бахофен пытается соединить дога с носорогом, то есть религию и природу. Увы, мораль никоим образом не проистекает из природы, даже если природу написать с большой буквы и чтить её как богиню. В природе нет никакой морали. А если уж говорить о правах, то там царит единственное право - право сильного: "пасть порву", "моргалы выколю", и т. д.

Однако предоставим слово самому Бахофену:

"Согласно Схолии к Феокриту (Идиллии, IV, 25), во время элевсинского ήμερα της τελετής [1] процессия женщин и девушек несла священные книги законов в Элевсин. В связи с этим право представляется частью Элевсинских оргий, частью тайного учения мистерий. С этим согласуется и сообщение Нонна (Деяния Диониса, XLI, 344), где в мифе об основании Бериты упоминаются όργια θεσμών [2]. Таким образом, право является составной частью религии. Оно есть θεσμός [3]: установление божественной воли, έκ θεών δοθείς [4], как в качестве поясняющего дополнения отмечает Эсхил (Эвмениды, 392).

На эдилов как на жрецов Цереры было возложено попечение об отправлении правосудия. Многообразные их атрибуты целиком объясняются упомянутой связью с великой Богиней-Матерью. Они находятся в таком же отношении к народной общине, к рынку, зданиям, уличному движению и к отправлению правосудия, что и сама богиня. Нечто подобное можно сказать и о преторах. Они состоят в схожих отношениях с Bona Dea [5], что и эдилы с Церерой. Плутарх (Цезарь, 9) сообщает, что праздник Bona Dea всегда отмечается в доме какого-либо претора или консула. См. Плутарх (Римские вопросы, 17). Это жилище становится храмом богини, которую греки называют попросту γυναικεία θεός [6]. Bona Dea — это материнский природный принцип, которому обязана своим существованием всякая материальная жизнь, который питает её и содействует физическому, материальному благополучию народа. Она, таким образом, выступает в качестве материнской основы благосостояния всего государства, а претор и консул в силу своей связи с нею являются представителями материальной стороны народного бытия. С этими взаимоотношениями связана возложенная на этих магистратов забота об отправлении правосудия. Основой права выступает та же Праматерь, от которой исходят все материальные блага. Обязанность претора — осознать и выразить это; он — орган Bona Dea, Fauna-Fatua [7], её viva vox [8]. Благодаря такому отношению к первобытному вещественному материнству он становится способен держаться объективного aequum основанной на ius naturale справедливости, держаться опознанной в левой руке aequitas и множеством способов противостоять строгой формальной последовательности цивильного права". 

В отождествлении Bona Dea с "материнским природным принципом" — весь Бахофен. Дитя XIX века, он недалеко ушёл от своих современников, которые считали древние божества олицетворением природных стихий: грома и молнии, плодородия земли, ветра, солнечного света и воды. Но как из всего этого "вывести" материнское право, я ума не приложу. Природе наплевать и начхать на "права человека". Разве взрыв вулкана на острове Тера (Санторин) - не дело рук природы? Этот взрыв уничтожил процветавшую в Эгеиде цивилизацию, - ну и где же здесь заботливое "вещественное материнство"?! Нет, я этого решительно не понимаю. Однако продолжим следить за мыслью Бахофена:

"В качестве γυναικεία θεός Bona Dea целиком и полностью принимает природу Фемиды, в чьих мистериях столь выдающуюся роль играет почитание женского κτείς [9], sporium muliebre [10]. Евсевий Кессарийский, Евангельское приготовление, II, 3 in fine: Θέμιδος τα άρρητα σύμβολα... κτεις γυναικείος, δς έστιν εύφήμως και μυστικόν μόριον γυναικειον [11]. Имя γυναικεία θεός лишь тогда приобретает свой точный смысл, когда в нём обнаруживается та же самая физически-чувственная взаимосвязь. Отсюда следует, что с женским κτείς и его почитанием была связана мысль не только о женском плодородии, но в равной мере и о материнском таинства права, όργια θεσμών [12]. Подобным образом связь права со своим женским первоистоком проявляется и в выражении ius quiritium [13], которое применялось исключительно к частноправовым отношениям. Ибо квириты — это римляне, взятые со своей женско-материальной стороны, с точки зрения своего материнско-сабинского происхождения и, тем самым, физического, а не государственного бытия. Женственность как носительница права проявляет себя также в лице Юноны Монеты. Суда (Лексикон, Μονήτα) идентифицирует её с Justitia in bellis [14] (ει των όπλων άνθέξονται μετά δικαιοσύνης, χρήματα αϊτούς μη έπιλείψειν [15]). Она помогает раненому воину и содействует его начинаниям (Лукан, Фарсалия, I, 380). Храм её стоял на Area M. Manlii Capitolini [16]. Покушение на свободу, которое позволил себе этот римский герой, являлось преступлением против вещественно-женского правового принципа. Посвятив Юноне то место, на котором прежде стоял дом Манлия, римляне отдали наивысшую дань уважения этому принципу (Тит Ливии, История Рима от основания города, VII, 28; Овидий, Фасты, VI, 183)".

Единственное рациональное звено у Бахофена, за которое можно ухватиться и попытаться понять истоки "материнского права", я вижу в следующем пассаже:

"Плебс (πλήθος [17]) возводится к женско-вещественному материнству, в то время как патрициат выводит своё название и высшее религиозное значение из отцовского права и понятия patrem eiere [18]. Как мать всех плебеев предстаёт и легендарная Анна Перенна из Бовилл — селения, связанного с Афродитой и родом Юлиев, — которая в скудные времена года в качестве Bona Dea и ελεήμων [19] питает свой народ горячим хлебом (Овидий, Фасты, III, 523 и след., Макробий, Сатурналии, I, 12 Силий Италик, Пуника, VIII, 50 и след). Точно так же великой покровительницей плебса выступает и Церера. С нею преимущественным образом связана плебейская община, подобно тому как в Афинах народные собрания находятся в теснейшей связи с Деметрой. Храму Цереры она доверяет хранение своей казны, сюда же передаются законы и постановления сената, чтобы обезопасить их тексты от искажений Тит Ливий (История Рима от основания города, III, 55). Собрания общины проводятся под защитой Цереры". 

Итак, в скудные времена года Bona Dea питает свой народ горячим хлебом. А ведь могла бы и не питать! 


Бессонница.

 Александр Ротхау. Пан, утешающий Психею.


Картина, во многом созвучная моему настроению. Не могу сказать о себе: "душа Моя скорбит смертельно", но что-то близкое к тому имеется. Мне под 60, я теряю зрение и зубы, у меня седеют волосы, нарастает усталость и слабость во всём теле, и уже нет того сна, после которого утром встаёшь свежий как огурчик. Всё это, конечно, наводит на размышления о смерти. Потому и скорбит душа...

Утешаю свою душу-"психею" тем, что не только я, но и Солнце исчезнет когда-нибудь. Как говорится, всему своё время. Звёзды рождаются в "рукавах" галактики и затем медленно "сползают" к галактическому центру, где их поджидает гигантская чёрная дыра. И все они исчезают бесследно в этой дыре. В общем, ситуация такая же, как в песочных часах. Звёзды, как песчинки, устремляются к узкой горловине и "проваливаются" сквозь неё в Иномирье. Что там, - в Иномирье? Может быть там живут антиподы? Может быть там есть "иное живленьице"?

Пан, наверно, знает об этом...


10 января 2022

Что было раньше: охота или собирательство?

Надо обратить внимание на труды немецкого географа и зоолога Эдуарда Хана (1856—1928), подвергшего критике «трёхступенчатую» схему хозяйственного развития человечества: «охота — скотоводство — земледелие». Хан утверждал, что древнейшей стадией человеческого хозяйства были не охота и рыболовство, а собирательство. Из собирательства развилось примитивное «мотыжное» земледелие, которое было изобретением женщин и в котором применялся преимущественно женский труд. Одновременно мужчины занялись охотой и рыболовством. Позднее произошло одомашнение скота, причем Хан связывал его не с хозяйственными потребностями, а с религиозными мотивами.

Это очень интересная историософская концепция, которая, как я вижу, перекликается с мифом о Золотом веке. Лично мне как-то стрёмно представлять себе Золотой век как век охотников. Всё-таки, охота — это кровища и смертоубийства, занятие не для слабонервных. Я тут на днях прочитал "Удивительную историю аиста с дротиком", которую я экстраполировал на первобытное общество. 

"Ровно 200 лет назад, в 1822 году близ немецкой деревушки Клюц в Мекленбурге был пойман аист, с торчащим из груди охотничьим дротиком длиной 76 сантиметров.


Извлечённое из раны оружие показали этнографам – то есть учёным, изучающим разные народы и племена. Этнографы сделали однозначный вывод: дротик принадлежит какому-то племени из экваториальной Африки! То есть этот аист зимовал в Африке, там на него охотились какие-то дикие племена, он был ранен, но выжил и нашёл в себе силы прилететь в Германию...

После смерти героического аиста его чучело вместе с торчащим дротиком поместили в зоологическую коллекцию университета в городе Ростоке, там оно хранится и по сей день.

С 1822 года по настоящее время в Германии было надёжно задокументировано 25 поимок таких вот раненых аистов (по-немецки «пфайльшторьх», «Pfeilstorch») c торчащими из ран охотничьими приспособлениями африканских охотников – дротиками и стрелами!  

Учёных поражало не только то, что птицы оказались способны преодолевать многие тысячи километров (от северной Германии до экваториальной Африки – более 5000 километров по прямой!), но и то, насколько аисты сильны и живучи. Перелететь такое огромное расстояние с торчащим из раны дротиком – просто представьте себе такое! В голове не укладывается..."

Признаться, меня тоже поразила эта история, и мне стало "птичку жалко"... 

Наверняка, - подумал я, - и в древности тоже были такие сердобольные люди...

Матриархальное супружество и патриархальный "гетеризм".

Мне кажется, что И. Бахофен противоречит сам себе, когда он, с одной стороны, говорит о матриархальном "гетеризме", то есть беспорядочных половых связях, якобы угодных Матери-Природе, а, с другой стороны, он указывает на связь матриархальных богинь с законодательством. 

Цитирую:

"Сама Деметра именуется Θεσμοφόρος [1]. Так, в уже цитированном фрагменте из Диодора Сицилийского (Историческая библиотека, 1,14) сказано: ώς των νόμωνπρώτον υπ' αυτής τεθειμένων [2]. Нередко встречается выражение Ceres légiféra [3], например, у Вергилия (Энеида, IV, 58). К этому месту Сервий делает следующее замечание: Ибо, она, как говорят, изобрела законы: праздники в её честь называются Фесмофории; но это выдумка, проистекающая из того факта, что до открытия Церерой использования пшеницы люди блуждали без законов; это открытие положило конец их варварству, так как они разделили собственность на землю и пришли к принятию законов. Таким образом, Фесмофории называли установлением законов; может, потому в храме Цереры законы высечены в бронзе? — А другие говорят, что бракам покровительствует Церера, ибо она первая вышла замуж за Юпитера и положила начало основанию городов, как говорит Кальв: «И установила священные законы, и браком связала тела любящих, и основала могучие города»."
Ясное дело, что брачная жизнь есть жизнь по закону, который, как утверждает И. Бахофен, "проистекает" из афинского Метроона, святилища Матери богов, в котором находились государственные документы.

Как это понимать? 

Если мыслить чисто рационально, то "гетеризм" в целом на руку мужчинам. Тогда как от брачных отношений выигрывают женщины. 

Если все женщины договариваются между собою и "дают" мужчинам только при условии заключении брака и никак иначе, то мужчины в такой ситуации обязаны тянуть семейную "лямку" [4]. Женщины от этого очень сильно выигрывают, если, опять же, договорившись, они всем коллективом выражают презрение по отношению к шлюхам-"штрейкбрехерам", которые "дают" просто так и сильно сбивают цену сексуальных отношений. Поэтому, конечно и безусловно, брак - это чисто женское изобретение: женщина "отдаётся" мужчине только в обмен на его постоянную помощь по хозяйству. Естественно, брак связан с матриархатом, ибо лишь в рамках семьи женщина может "использовать" мужскую силу в своих интересах. И наоборот: "гетеризм" является сугубо патриархальным явлением. 

Дорожный знак, указывающий путь в бордель в Помпеях, 79 н.э.

-------------------------------------------------------------------------

[1] Законодательница (др.-греч.).

[2] Поскольку законы были первоначально установлены ею (др.-греч.).

[3] Церера, дающая законы (лат.).

[4] Кстати, в русском языке слово "супруг" является однокоренным со словом "упряжь", "упряжка". То есть, смысл супружества заключается в том, что супруги, подобно быку и корове, добровольно запряглись в одну "упряжку" и тянут вместе, бок-о-бок, семейную "телегу" по жизни.   

Гриффонада.

На улице идёт снег, и, глядя из окна на мириады совершающих свой жизненный цикл снежинок, я продолжаю "штудировать" заинтересовавшую меня тему грифонов.

Сохранились изображения грифонов на крито-минойских ларнаках (гробах, по-нашему). Это свидетельствует о том, что грифоны, во-первых, существа потустороннего мира, а, во-вторых, они, возможно, являются "переносчиками" души умершего в загробный мир.

 

Часто грифоны изображались парами, как на верхнем изображении, где два грифона запряжены в колесницу.

А здесь, по-моему, два грифона указывают крыльями на то, что невидимо, - то есть, на Богиню.

Грифоны по обе стороны от богини (?), у которой лабрис над головой.


О связи священного дерева с Богиней в крито-минойской культуре я уже говорил. Поэтому здесь может быть не "богиня на дереве", а "богиня-дерево", как ашера в Палестине.


Несомненно, здесь что-то написано, но у нас нет "ключей" для прочтения этого текста, а "гадать на кофейной гуще" - занятие бесполезное.

А тут мы видим грифона, сидящего на алтаре (?) между Богиней и адорантами, что может свидетельствовать о посреднической роли грифонов.

В Древнем Египте образ грифона имел местные специфические черты. 

На этом изображении на циппе (надгробном украшении) птолемеевского периода IV в. до н.э. мы видим ту же пару грифонов, как и на крито-минойском ларнаке, только здесь стоящий в колеснице стреляет из лука. Надо обратить внимание и на пару крокодилов; их аналоги существуют и в крито-минойской изобразительной традиции.