14 января 2022

Что было раньше: поп или баба?

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 208) указывает на тот "странный" факт, что в Древнем Египте ни одна женщина не отправляла какую-либо жреческую должность ни при мужском, ни при женском божестве. Так свидетельствует Геродот (История, II, 45). 

И. Бахофен снова седлает своего любимого "конька" и в очередной раз повторяет свою байку о том, что "в духовной сфере правит мужчина, в сфере материи во всей её полноте господствует женщина". "Материальный, вещественный характер женщины приводит, с одной стороны, к материнскому праву, господствующему во всех отношениях материальной, телесной жизни, а с другой стороны, — к её неспособности исполнять священнические обязанности, в которых как раз и задействована не эта телесная, материальная сторона, а напротив, бесплотная, высшая часть нашего «я»". 

Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) посетил Египет в его поздний период, когда Египет превратился в восточную сатрапию в составе Персидской империи. Геродот писал о том, что он видел своими глазами; он не мог заглянуть в далёкое прошлое Египта, в додинастический период. А мы ныне можем это сделать, выстраивая картину жизни древних египтян на основании археологических открытий. Вот лекция израильского археолога Михаила Фрейкмана "Храмы Древнего Востока: от неолита до храма Соломона", 

 


в которой он разделяет все древние храмы на "эксклюзивные" и "инклюзивные". "Инклюзивные" храмы строились так, чтобы вместить в себя как можно больше людей; "эксклюзивные" же строились так, чтобы исключить всех тех, кому не положено туда заходить. 

"Инклюзивные" храмы гораздо древнее "эксклюзивных". Они существовали до появления городов и государств. И в этих храмах не существовало жречества. Да и сами эти храмы были скорее святилищами, а не храмами в современном понимании этого слова. 

Город отличает от деревни наличие иерархии; в деревне, какая бы она ни была большая, все равны; даже если в деревне есть старейшина, то он (или она) - выборное лицо. В городе же устанавливается "вертикаль власти": наследником царя является его сын, потом - внук, и т. д. И первые "эксклюзивные" храмы со жречеством появляются одновременно с появлением "вертикали власти". Если раньше все жители деревни собирались в святилище и сообща решали все свои вопросы, то теперь всё решает жречество. Понятное дело, что жрецами становились "тузы" от "вертикали власти". И уже отсюда вполне понятно, почему жречество восточных сатрапий было исключительно мужское. 

Во всяком случае, объяснения Бахофена кажутся мне сильно "натянутыми": "Коль скоро всё материальное оказывается связано с Землёй, то и Земля, в свою очередь, ограничивается сферой материального. Напротив, поскольку мужчина исключён из сферы материального, его безраздельным достоянием становится духовная сфера". На это можно возразить, что, напротив, именно Земля является Матерью всех тех духов, с которыми вступают в контакт шаманы. И в тех архаических обществах, где существуют шаманские практики, женщины нисколько не уступают мужчинам, а часто даже и превосходят их в медиумических способностях. Кстати, как говорит Михаил Фрейкман, до появления храмов, в святилищах на первом месте были духи, а не боги. Значит, там "первую скрипку" играли шаманы (или шаманки), "контактеры" с духами, а жрецам там нечего было делать. Жречество - это своего рода "бюрократия" от религии, и оно появляется параллельно с государственной бюрократией. При этом надо обратить внимание и на то, что, например, в православии мужчины занимают все "этажи" церковной администрации, тогда как женщин много в т. наз. "народном христианстве".

 


Что первично - "народное христианство" или православное священство (попы-"жрецы")? Конечно, священство является "надстройкой" в Церкви, как государство является "надстройкой" общества. Бабы без попа не пропадут, а вот поп без баб - это нонсенс, это "небывальщина".
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий