07 апреля 2025

"Дворец мёртвых" Вундерлиха.

В 1970-х годах Ганс Вундерлих выдвинул альтернативную интерпретацию ритуального комплекса в Кноссе, порождённую понятным недовольством объяснением Эванса о здании как о царском дворце. Вундерлих указывал на такие особенности, как явная неэффективность планировки комнат и коридоров. Посетителям, входившим во "дворец" с запада, приходилось делать длинный крюк на юг и восток, чтобы попасть в центральный двор. 

Вундерлих утверждал, что ориентация здания противоречит классической традиции. Римляне ассоциировали восточные ворота, porta praetoria, с прибытием, хорошими новостями и удачей, однако восточный вход в Кноссе, похоже, был не более чем чёрной лестницей. У римлян западные ворота, porta decumana, ассоциировались с уходом, несчастьем и даже смертью; когорты традиционно выходили на битву через эти ворота Рима. Тот факт, что западный вход в Кносс, по-видимому, был более важным, подчёркивает связь со смертью. Исходя из этого, Вундерлих лабиринтный входной коридор как блокировку направления с запада, предотвращая проникновение злых сил во внутреннее святилище.

Особым дополнительным аспектом, который Вундерлих привнёс в Кносскую проблему, были его геологические знания. Особенно его озадачивал своеобразный выбор строительных материалов. Когда Вундерлих присмотрелся к сохранившейся облицовке стен и полов "дворца", он увидел, что это мягкий гипс. Основная проблема гипса в том, что он не пригоден для покрытия пола, так как быстро изнашивается под поступью обутых ног. Ещё труднее объяснить его использование на полах и стенах т. наз. "люстральных бассейнов", если понимать их как комнаты для ритуальных омовений; вода, пролившаяся из ванн, быстро разрушила бы гипсовые полы. Очевидно, "люстральные бассейны" имели какие-то иные функции.

Если конструкция здания и использованные материалы были непрактичными, то же самое можно сказать и о керамике стиля Камарес.

Ваза с лилиями стиля Камарес из Старого дворца в Фесте. В Древнем Египте белые лилии (лотосы) считались символом вечной жизни и возрождения. Белыми лилиями украшали тела умерших молодых египетских девушек: подобная лилия была найдена на груди мумии молодой египтянки, хранящейся в Луврском музее в Париже. 

Часто называемая керамикой "яичной скорлупы", она была сделана с очень тонкими стенками. Эта керамика была настолько хрупкой, что её трудно было использовать по прямому назначению. Её функция, утверждает Вундерлих, была чисто ритуальной, как погребальный инвентарь для пиршества духов в загробном мире. 

По предположению Вундерлиха, каменные скамьи в тронном зале использовались как полки для мумификации трупов. Вундерлих представил себе "женщин-банщиц", которые омывали, бальзамировали и совершали все погребальные ритуалы. Для омовения мёртвых использовались ванны.

The Queen's bath, Palace of Knossos. Around 1500 BCE. Crete

 А пифосы использовались для погребения мёртвых.

Так называемые "туалеты со смывом" и водостоки, выявленные Эвансом, на самом деле представляли собой водопроводные устройства, связанные с бальзамированием и удалением нежелательных телесных жидкостей. Так называемые световые колодцы на самом деле представляли собой вентиляционные шахты, необходимые для избавления от запаха разложения и нечистот.  

Фрески на стенах Кносского "дворца", по мнению Вундерлиха, представляют собой идеальную загробную жизнь, ту жизнь, которую критяне бронзового века хотели вести и надеялись спроецировать, при необходимости, с помощью магии, после смерти. Мир, который они нарисовали на стенах Кносса, был не тем миром, в котором они жили на самом деле, а миром, в котором они надеялись обитать после смерти.

Дельфины. Новодворцовый период, 1500 г. до н.э. Фреска с восточной стены "мегарона царицы" Кносского дворца. В минойской культуре дельфин - психопомп, провожатый душ в потустороннем мире.

Родни Каслден указывает на основной недостаток гипотезы Вундерлиха.

Хотя пифосы в западном крыле выглядят идентично погребальным пифосам, в которых были найдены человеческие останки (правда, далеко от "дворца"), кносские кувшины были обнаружены в вертикальном положении, тогда как погребальные кувшины обычно лежали на боку. Кроме того, на момент обнаружения некоторые из кносских кувшинов всё ещё содержали следы еды.

Однако Вундерлих интуитивно, "наощупь", двигался в верном направлении. Давайте вспомним повесть Н. В. Гоголя "Вий", в которой бурсак (студент семинарии, будущий поп) Хома Брут отпевает (т. е. совершает заупокойную службу) панночку-ведьму. Где он её отпевает? — В старой деревянной часовне.  

Отвергая интерпретации Эванса и Вундерлиха, Родни Каслден выдвигает собственную интерпретацию: на самом деле кносский лабиринт был храмом. Ну, для меня это не новость, - я и сам давно пишу о том же.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий