В 1970-х годах Ганс Вундерлих выдвинул альтернативную интерпретацию ритуального комплекса в Кноссе, порождённую понятным недовольством объяснением Эванса о здании как о царском дворце. Вундерлих указывал на такие особенности, как явная неэффективность планировки комнат и коридоров. Посетителям, входившим во "дворец" с запада, приходилось делать длинный крюк на юг и восток, чтобы попасть в центральный двор.
Вундерлих утверждал, что ориентация здания противоречит классической традиции. Римляне ассоциировали восточные ворота, porta praetoria, с прибытием, хорошими новостями и удачей, однако восточный вход в Кноссе, похоже, был не более чем чёрной лестницей. У римлян западные ворота, porta decumana, ассоциировались с уходом, несчастьем и даже смертью; когорты традиционно выходили на битву через эти ворота Рима. Тот факт, что западный вход в Кносс, по-видимому, был более важным, подчёркивает связь со смертью. Исходя из этого, Вундерлих лабиринтный входной коридор как блокировку направления с запада, предотвращая проникновение злых сил во внутреннее святилище.
Особым дополнительным аспектом, который Вундерлих привнёс в Кносскую проблему, были его геологические знания. Особенно его озадачивал своеобразный выбор строительных материалов. Когда Вундерлих присмотрелся к сохранившейся облицовке стен и полов "дворца", он увидел, что это мягкий гипс. Основная проблема гипса в том, что он не пригоден для покрытия пола, так как быстро изнашивается под поступью обутых ног. Ещё труднее объяснить его использование на полах и стенах т. наз. "люстральных бассейнов", если понимать их как комнаты для ритуальных омовений; вода, пролившаяся из ванн, быстро разрушила бы гипсовые полы. Очевидно, "люстральные бассейны" имели какие-то иные функции.
Если конструкция здания и использованные материалы были непрактичными, то же самое можно сказать и о керамике стиля Камарес.
Часто называемая керамикой "яичной скорлупы", она была сделана с очень тонкими стенками. Эта керамика была настолько хрупкой, что её трудно было использовать по прямому назначению. Её функция, утверждает Вундерлих, была чисто ритуальной, как погребальный инвентарь для пиршества духов в загробном мире.
По предположению Вундерлиха, каменные скамьи в тронном зале использовались как полки для мумификации трупов. Вундерлих представил себе "женщин-банщиц", которые омывали, бальзамировали и совершали все погребальные ритуалы. Для омовения мёртвых использовались ванны.
![]() |
The Queen's bath, Palace of Knossos. Around 1500 BCE. Crete |
А пифосы использовались для погребения мёртвых.
Так называемые "туалеты со смывом" и водостоки, выявленные Эвансом, на самом деле представляли собой водопроводные устройства, связанные с бальзамированием и удалением нежелательных телесных жидкостей. Так называемые световые колодцы на самом деле представляли собой вентиляционные шахты, необходимые для избавления от запаха разложения и нечистот.
Фрески на стенах Кносского "дворца", по мнению Вундерлиха, представляют собой идеальную загробную жизнь, ту жизнь, которую критяне бронзового века хотели вести и надеялись спроецировать, при необходимости, с помощью магии, после смерти. Мир, который они нарисовали на стенах Кносса, был не тем миром, в котором они жили на самом деле, а миром, в котором они надеялись обитать после смерти.
![]() |
Дельфины. Новодворцовый период, 1500 г. до н.э. Фреска с восточной стены "мегарона царицы" Кносского дворца. В минойской культуре дельфин - психопомп, провожатый душ в потустороннем мире. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий