25 июня 2023

О кикладской культуре (4)

Продолжение. Начало см. в Немного о кикладской культуре и О кикладской культуре (2) и О кикладской культуре (3).

Киклады — целая группа островов (более 200) в Эгейском море к юго-востоку от материковой части Греции. Своё название они получили от слова κυκλάδες (с греческого — «вокруг»), так как окружали священный остров Делос.

Священный остров Делос
 
Киклады обведены пунктиром

Уже к III тысячелетию на островах сложились черты единой культуры; её расцвет пришёлся на 2700–2200 годы до н. э. То есть, кикладская культура была "крёстной матерью" крито-минойской культуры.

В Музее кикладского искусства в Афинах можно увидеть эту трёхчастную вазу,

Трёхчастная ваза 3500–1050 до н. э. Терракота

которая напоминает аналогичные вызы трипольской культуры.

Трипільська трійна чаша.

Для чего изготовлялись эти чаши и как они использовались, - я ума не приложу. В домашнем хозяйстве - это абсолютно бесполезные вещи.

Чаша в форме ёжика

Cycladic vessel in the shape of a hedgehog from Chalandriani, Syros, Greece, ca. 2750-2200 BCE. National Archaeological Museum, Athens, Greece.

может быть истолкована как сосуд для подношений богам. Почему жертвоприношение совершалось как бы руками ёжика? Ну, может быть, ежи были священными животными, особо близкими к божеству. Как мы сегодня говорим "Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!", так, возможно, и древние жители Кикладских островов, считая себя грешными, обращались за помощью к святым ёжикам.

Женские статуэтки неолита: предки, духи или богини?

Е. В. Антонова говорит: "Абсолютное преобладание женских статуэток и их нахождение в погребениях в основном с женщинами позволяет предполагать, что они по преимуществу были элементами женской, домашней обрядности, что лишний раз опровергает предположение о том, что они изображали богинь".

Весьма странное умозаключение. А если кроме "домашней" никакой иной обрядности вовсе не было в эпоху неолита? В Чатал-Хююке археологи выделяют условные "святилища", но они, по сути, являются такими же жилыми помещениями, как и все прочие, только там, судя по всему, проживали набожные семьи, так как сохранилось сравнительно много артефактов религиозной обрядности.

Далее Е. В. Антонова "проталкивает" свой тезис о том, что фигуративное искусство палеолита-неолита эволюционировало от изображений умерших родственников в начале до изображений духов и богов в конце. "Статуэтки энеолита изображали семейно-родовых покровителей, в образах которых значительное место принадлежало предкам".

Чтобы обосновать своё мнение, она говорит о тесной связи между представлением о теле конкретного человека и статуэткой. При этом она приводит сравнение смерти с разбиванием на куски статуэтки. Ну да, на островах Эгейского моря такая практика имела место быть. Там находят множество разбитых "озябших богинь" в погребениях (см.: Кикладские "озябшие" богини). 

"Сказанное выше о связи умерших и статуэток ранних земледельцев заставляет прийти к выводу: статуэтки изображали реальных женщин (реже — мужчин), отправителей обрядов, но когда-то живших, ставших духами". 

Хм, то есть это всё-таки духи, а не портреты некогда живших женщин. Уж больно они безликие, лишённые индивидуальности. Но тогда совершенно непонятно, зачем разбивали статуэтки этих "духов" при погребении умерших. Духи же не умирают!

Если взглянуть шире на данную проблему, то можно вспомнить, что археологи частенько находили верхнепалеолитические "венеры" рядом с очагами, то есть в "женской" половине жилища. То есть они, так или иначе, были связаны с женской обрядностью. Но далее у нас нет ни малейших "зацепок" для того, чтобы однозначно считать их "матриархами" или родоначальницами, хотя такие толкования имеют место быть. "Венера" как "дух" умершей бабушки или прабабушки выглядит более привлекательно, но, опять же, у нас нет никаких представлений о том, что первобытные женщины делали с этим "духом". Боги или духи не существуют без ритуала, как не существуют яйца без курицы. Если сравнить первобытных "венер" с христианскими иконами Богородицы, то за иконой Богородицы у нас имеется целая история, которая может потрясти душу,

Р. ван дер Вейден. Снятие с креста. Фрагмент. Ок. 1435 г

а за "венерами" ничего такого нет. Вполне возможно, что оно имелось раньше, но кануло в Лету и не дошло до нашего времени. До нас и от греко-римского наследия дошли лишь "рожки да ножки", а всё остальное исчезло в пожарах древних библиотек, - чего уж тут говорить о доисторических временах?!

24 июня 2023

Немного о Хаджиларе.

Е. В. Антонова пишет, что "Несколько статуэток [из раскопок в Хаджиларе] представляют собой изображения с детёнышем или двумя детёнышами леопарда на руках; известны экземпляры с детьми. В двух случаях женщины сидят на леопарде (леопардах); хвосты заброшены на плечи женщин. Одна из статуэток изображает женщину, сидящую на леопарде и прижимающую к груди его детёныша".


Далее следует очень ценное замечание Е. В. Антоновой о том, что эти статуэтки являлись частью домашних обрядов, бывших в первую очередь женской сферой. Поэтому "в Хаджиларе нет безусловных мужских статуэток, что указывает, вероятно, на дифференциацию обрядов, на преимущественное участие в тех, с которыми были связаны статуэтки, женщин".

Леопарды Чатал-Хююка, "богини плодородия" и "мужские импульсы".

Е. В. Антонова пишет о статуэтках Чатал-Хююка:

"Женские персонажи связаны с пятнистым хищником — леопардом: они изображаются рядом с ним, бывают облачены в пятнистую одежду из шкур этих животных или носят такую шапочку. Широко известно глиняное изображение из ящика для хранения зерна («святилище» B.II.1), передающее сидящую рожающую женщину (голова ребёнка видна между её ног), по сторонам которой стоят два леопарда, забросившие хвосты на её плечи, в то время как она сама опирается на их головы".

"Статуэтки Чатал Хююка, - продолжает Е. В. Антонова, - особенно по сравнению с ранними образцами из Палестины, предстают как необычайно жизнеподобные. Даже вырезанные из камня, материала гораздо менее податливого, чем глина, они дают весьма полное представление об изображаемом персонаже, будь то едущий верхом на быке мужчина, стоящая или сидящая женщина или мальчик на леопарде [1]. Пол персонажей всегда достаточно ясно определён, но ни фаллос, ни женский признак никогда не изображался". 

Вот те на! Что же это за "богиня плодородия" без женского признака? Или может быть определение "богиня плодородия" - это наукообразный фантом? Кто-то из учёных XIX века "ляпнул" это определение, а другие подхватили. Оно удобное в том смысле, что вполне соответствует представлениям светского общества XIX века о первобытных дикарях, которые вечно голодные и потому постоянно молят свою "богиню плодородия", чтоб она дала им что-нибудь пожрать.

"Отсутствие сексуальной символики в обрядово-мифологическом комплексе Чатал Хююка, как и Хаджилара, Мелларт объясняет тем, что создательницами религии «были здесь женщины, в то время как сексуальный символизм связан с мужскими импульсами".

Ладно, я вполне допускаю, что создательницами религии были женщины, но как они могли бы запретить мужчинам рисовать "порнуху"? Если власть там была бы в руках мужиков, то бабы никак не могли бы воспрепятствовать проявлениям мужских импульсов.   

----------------------------------------------------------------------------------

[1] Не Дионисом ли звали того мальчика на леопарде?

Дионис верхом на леопарде

Середина лета.

Середина лета. Художник Альберт Джозеф Мур

И ещё немного про "скрипичные" статуэтки.

Любопытное сообщение от Е. В. Антоновой (Обряды и верования первобытных земледельцев Востока.— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990). 

"Носители Гхассульской культуры изготавливали из камня схематичные статуэтки более или менее скрипкообразной формы, столь характерные для эпохи бронзы Западной Азии".

Про кикладские "скрипичные" статуэтки я писал в 2019 году (бляха-муха, как время летит!), но тогда я полагал, что они изготавливались лишь на островах Эгейского моря. 

Посмотрим, что пишут в Сети о носителях Гхассульской культуры.

"Г(х)а(с)сульская культура (период) — археологический культурно-исторический период среднего медного века в древнейший период истории юга Палестины (около 3800—3350 гг. до н. э.). Для гасульского периода характерны небольшие посёлки людей, которые мигрировали на юг из Сирии на территорию современного Израиля. Покойников хоронили в каменных дольменах. Ряд исследователей связывает Гхасульскую культуру с мегалитическими памятниками. Гасульская культура имеет много общего с амратийским этапом додинастического Египта (известен также как Негада I), а также с халафской культурой Месопотамии. Возможно, гасульская культура в результате торговли с минойской культурой на Крите приобрела с ней некоторое сходство в изделиях — например, характерные сосуды для масла, так называемые «птичьи амфоры». По-видимому, гасульская культура легла в основу более поздней ханаанской цивилизации" (Википедия).

Очень интересная культура! И, если носители этой культуры мигрировали на юг, на территорию будущей Палестины, то, спрашивается, почему они не могли мигрировать на север? Откуда вообще появились носители дольменной культуры на Кавказе? Они - наследники майкопской культуры, корни которой находятся в Северной Месопотамии. 

О том, что смерть чревата жизнью.

Е. В. Антонова, подводя итог рассмотрения погребальных практик Ближнего Востока и Передней Азии на протяжении IX-IV тысячелетий до Р. Х., говорит, что "общепринятым на всей территории и в течение всего рассматриваемого периода является трупоположение, а сожжения представлены редко, что указывает на их экстраординарность.

Первобытные земледельцы всех поселений и культур считали необходимым сохранять останки своих умерших, производя захоронения трупов или костей. Несомненно, им было известно, что именно кости сохраняются в земле «навечно». Посмертное существование людей, в которое, по-видимому, верили (иначе зачем было проявлять внимание и уважение к останкам умерших), связывали, вероятно, с сохранением этой «нетленной» части человеческого тела".

Очень интересно Е. В. Антонова связывает захоронения костей умерших предков под полом домов с формированием осёдлого земледельческого населения. Кости предков можно рассматривать как "якорь", который помогал удерживать людей на одном месте. "Переход к прочной осёдлости привёл к упрочению родственных связей, особенно «по вертикали», между родственниками разных поколений. Общие предки, умершие сородичи были знаком единства коллективов, живших теперь постоянно на одном месте".

Достаточно убедительно Е. В. Антонова развенчивает современный наукообразный взгляд на умерших как на "вредителей". Согласно этой популярной религиоведческой концепции, первобытные люди очень боялись духов умерших людей и поэтому всячески задабривали их, приносили им жертвы, чтоб они не навредили. На самом деле всё совсем не так:

"Общезападносемитское обозначение духов мёртвых — rpum (финик, rp'm, евр. repha'im). Как объект семейных культов они соответствовали римским dii manes, что засвидетельствовано, в частности, билингвой I в. н. э. Этимология этого слова связывается с корнем RP' ‘исцелять’, хотя есть мнение, что не с ним, а с другим корнем — RPY ‘быть слабым’. В пользу первого предположения говорит то, что духи мёртвых считались способными приносить здоровье, плодородие и благополучие [Astour, 1980, с. 233].

В Авесте духи дома и семьи (умершие сородичи) — нманья, заботящиеся о живых. Их сближают с фравашами — хранителями и душами всего сущего. Характерна широта функций фравашей: благодаря им держатся небо, земля и воды, сохраняются дети в материнской утробе, совершаются все процессы в природе. Они дарят победу (индивидуальных фравашей призывает герой), вызывают дождь, выступают против друджа и выполняют распоряжения Ахурамазды, дарят потомство. Они обладают сходством с питарами индийцев и римскими манами [Gray, 1929, с. 75 и сл.].

Умершие у народов архаических и древних обществ, а тем более в первобытных коллективах, всегда предстают как члены обширного сообщества мёртвых, подобных фравашам иранцев, питарам индийцев, арвохам таджиков, ларам римлян. К ним применимо то, что писал о семейных богах родезийцев Л. Леви-Брюль: «Это — духи его дедов, бабушек, его отца и матери, его дядьёв и тёток, его братьев и сестёр. В ином мире они продолжают интересоваться делами этого мира и в особенности благополучием своих оставшихся ещё в живых близких. Теоретически число их неопределённо» [Леви-Брюль, 1937, с. 140—141]".

23 июня 2023

Чатал-Хююк как "инкубатор".

"В Хаджиларе, культура которого обнаруживает явные связи с чаталхююкской, погребения на поселении практически не практиковались", - говорит Е. В. Антонова. 

Всё-таки Чатал-Хююк удивляет своей уникальной "пропитанностью" темой смерти. И в этом отношении он напоминает Гипогей Мальты. 

«Спящая Леди» из подземелья Хал-Сафлиени на Мальте

Учёные предполагают, что так могла выглядеть древняя пророчица, общающаяся с духами потустороннего мира посредством сновидений.   

Интересно, что в Чатал-Хююке практиковалось нечто подобное, по сообщению Е. В. Антоновой:

"В середине помещения VIII.31 под платформой найдено погребение маленькой девочки; костяк со следами киновари лежал в корзине. На нём было два ожерелья: одно — из дисков, вырезанных из раковин жемчужниц, оленьих зубов и камней белого, чёрного, синего, зелёного цвета. Второе — из бусин белого и чёрного известняка, сердолика, раковин денталиум.

Ниже этого погребения, на глубине 1 м, здесь же, под платформой, находилось погребение женщины. Оно оказалось на полу помещения IX.31. Костяк скорченный, в сидячем положении, в корзине. На черепе и шее — охра. К северу от него найдено навершие булавы из голубого известняка (первое женское погребение, отмечает Мелларт, с символом власти).

На женщине три ожерелья: из бусин красного, чёрного, белого и зелёного цвета и оленьих зубов; из многочисленных мелких бусин красного цвета и раковин жемчужниц; из белых, красных и чёрных бусин. На пальцах два костяных кольца. Вокруг погребённой находилось много длинных костей и черепов мышей, положенных специально.

«Святилище», где найдены эти погребения, названо «Красным». Оно имеет обычный план, с очагом и лестницей, ведущей на крышу у южной стены. Пол, платформа и стены на уровне 95 см над полом окрашены в красный цвет, откуда и название «святилища». Второй вход вёл в помещение VI 11.29. Над ним находилось круглое отверстие. Соседнее помещение № 29 было обширным и имело длинные скамьи, почему Мелларт предположил, что оно предназначалось для собраний.

Мелларт полагает, что присутствовавшие в соседнем помещении «для собраний» люди приходили, чтобы услышать пророчества, произносимые от лица погребённой здесь женщины высокого социального ранга, быть может жрицы.

Это погребение привлекало внимание исследователей и благодаря наличию в нём костей мышей — хтонических существ, связанных с пророческой деятельностью в мифологиях многих народов. Разумеется, интерпретация как сооружения в целом, так и самого погребения и отдельных его элементов нуждается в дополнительных данных, которые могли бы дать новые раскопки Чатал-Хююка. Но и сейчас ясно, что погребённая женщина, как и похороненная после неё девочка, занимали особое положение в коллективе".

Существовало ли жречество в Чатал-Хююке?

Е. В. Антонова, ссылаясь на Мелларта, пишет в своей монографии "Обряды и верования первобытных земледельцев Востока":

"Обычным местом погребения [в Чатал-Хююке] были ямы под платформами, при этом удалось установить, что меньшая из них, угловая, предназначалась для мужчин, а большая, вдоль длинной стены,— для женщин [Mellaart, 1965, с. 191]. По мнению Д. Мелларта, эти же платформы служили для сна женщинам и мужчинам. Вероятно, лишь в тех случаях, когда под ними не хватало места, покойников помещали в овальных ямах, вырытых в полу за пределами платформ [Mellaart, 1964, с. 92]. Наличие краски, наносившейся непосредственно на кости, предполагает, что захоранивали уже освобождённые от мягких тканей скелеты.

У раскапывавшего поселение исследователя сложилось мнение, что нередко одновременно погребали останки нескольких людей. Всё это заставило предположить, что трупы выставляли в каком-то месте, где их не могли съесть <...> грифы, клювы которых не оставляли следов. На этот способ указывает и настенное изображение грифов, нападающих на схематично переданные человеческие фигурки в одном из «святилищ».

Погребение всех умерших в течение определённого срока, быть может года, могло совершаться одновременно в момент весеннего или осеннего ремонта построек [Mellaart, 1967, с. 204]. Останки заворачивали в одежду или шкуры, скреплявшиеся у женщин костяными булавками, а у мужчин иногда — костяными крючками и петлями. Остатки тканей найдены в некоторых погребениях [Mellaart, 1963, с. 99 и сл.].

В женские погребения клали различные украшения: бусы, браслеты, кольца, косметические наборы (ложечка, палетка, раковина с охрой и т. д.), зеркала. Украшения делали из кости, камня, зубов животных. Особенно многочисленны бусины, которые служили не только для изготовления ожерелий, носимых иногда в несколько рядов, но и ручных и ножных браслетов. Материал их — разноцветный известняк, алебастр, бирюза, янтарь, апатит, медь и свинец, различные раковины, в том числе средиземноморские [Mellaart, 1964, с. 97]. В погребениях женщин с детьми находят костяные ложечки, шпатели, ковшики. Орудия труда в женских погребениях редки. Они представлены шильями, ножами и мотыжками, орудиями для плетения.

В мужских погребениях украшений мало (несколько бусин, подвесок, раковин или зубов); клали орудия и предметы вооружения: булавы с навершиями из мрамора или конгломерата, кинжалы, ножи, наконечники стрел, дротиков, копий, сложные орудия — «перочинные ножи» древности: нож, скребок и кремень для высекания огня, скомбинированные в одном орудии.

В погребениях детей встречаются ожерелья, подвески, кольца [Mellaart, 1967, с. 209].

Инвентарь, по мнению Мелларта, даёт мало оснований для заключений о статусе погребённых. Нередко в больших и хорошо построенных домах инвентарь небогатый, а в явно худших — богатый [Mellaart, 1964, с. 94].

Замечено, что погребения в «святилищах» несколько отличаются от погребений в домах. Только в «святилищах» находились погребения женщин с обсидиановыми зеркалами (горизонты VIB—IV). Только в них при мужских костяках найдены костяные крючки и петли — застёжки, как предполагается, от церемониальной одежды, быть может из шкур леопардов, как изображено на некоторых стенописях. Принадлежностью мужских погребений в «святилищах» были кремневые кинжалы и каменные сосуды со сливом [Mellaart, 1967, с. 208]. Только в «святилищах» найдены погребения с охрой — 17 из известных 21 (4 происходят из построек неясного назначения). На основании этого Мелларт делал вывод о том, что в «святилищах» хоронили только жрецов и членов их семей [Mellaart, 1964, с. 93]".

22 июня 2023

Энеолитические погребения Библа в сосудах-пифосах.

"Очень многочисленны и интересны энеолитические погребения (ранний — около XXXIX—XXXVIII вв. до н. э.; поздний — около XXXVII—XXXIII вв. до н. э.) Библа.  В это время абсолютно преобладают погребения в сосудах, в которых хоронили как детей, так и взрослых. Для этой цели использовали крупные сосуды для хранения, как полагает М. Дюнан, зерна. Поскольку сосуды в раннем энеолите обычно ставили вертикально, а трупы клали в них ногами вперёд, костяки иногда сохраняют следы сидячего положения. Высота сосудов с останками детей 50—60 см; обычно это одиночные захоронения, но есть и множественные. Сосуды с останками взрослых обычно снабжены ручками, иногда расположенными по всей высоте. В некоторых случаях отверстие прикрывали черепком. Ориентировке останков явно не придавали значения (как уже говорилось, костяки находились в сидячем положении). М. Дюнан считает, что погребальный обряд энеолитических обитателей Библа обнаруживает много общего с обрядами, распространёнными в это время по всей Палестине. Помещение умерших людей в сосудах для зерна предполагает, по его мнению, существование представлений о будущем возрождении умерших".

крито-минойские пифосы

О погребальных практиках «натуфийцев».

"Из раскопок очевидно, что погребения совершали в пределах жилой территории, но, как правило, неясно, была ли она обитаема в момент их совершения", - говорит Е. В. Антонова (Обряды и верования первобытных земледельцев Востока.— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990).

"По мнению К. Кеньон (Kenyon), обычными были погребения под полами домов. В то же время на внутренней лестнице знаменитой иерихонской башни, сооружённой в предшествующий период, были найдены костяки 12 человек, что, по справедливому заключению Ж. Ковена (Cauvin), позволяет предполагать совершение погребений в заброшенных, а не только в жилых постройках".

"Под полами двух домов, находящихся, однако, на разных сторонах телля, найдены черепа людей, лица которых были восстановлены при помощи специальной массы. Небольшой объём раскопок слоёв этого времени не даёт возможности судить о мере распространённости этого обряда. В одном случае найдено семь черепов, в другом — два".

"Черепа с моделированными лицами (точный состав массы остаётся неизвестным, хотя в литературе можно найти разные указания на этот счёт) были заполнены глиной. У всех черепов, кроме одного, моделировка лица производилась без нижней челюсти, отчего они выглядят чрезмерно низкими. Верх черепов не обмазывался, а у одного на лбу тёмной краской была нанесена широкая полоса. У шести черепов в заполненные глиной глазницы были вставлены половинки двустворчатых раковин, у одного — раковины каури [1]. 

Черты лица моделированы очень тщательно. К. Кеньон, а за ней и другие исследователи считают, что это — близкие к портретным изображения покойных. К сожалению, не указывается пол людей, которым принадлежали черепа". 

О времени появления патриархата на Ближнем Востоке.

Е. В. Антонова в своей монографии "Обряды и верования первобытных земледельцев Востока" (М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990) пишет:

"Осёдло-земледельческие культуры распространяются в 8—7-м тысячелетиях до н. э. в тех зонах Передней Азии, где возделывание злаков могло производиться без применения искусственного орошения. Общины людей, связанных узами родства, для ведения хозяйства, как земледельческого, так и скотоводческого, а также для эксплуатации природных ресурсов, должны были владеть определёнными территориями. Их обитатели жили, как правило, в небольших домах, сначала круглых, затем прямоугольных в плане. Они служили жилищами, как полагают, малых парных семей. Совершенно очевидно, что на том этапе развития семья не могла быть самостоятельной хозяйственной единицей. Члены семей составляли более крупные объединения.<...> Основной общественной единицей являлась община родственников, которая могла составлять население целого поселения, а в каких-то случаях, когда это позволяли, в частности, экологические условия, в пределах поселения могло обитать несколько таких общин. <...>

Переход к производящему хозяйству создал предпосылки для образования неравенства. <...> Однако различия статусов в пределах одной общины не прослеживаются археологически даже в такой культуре, основанной уже, по крайней мере отчасти, на ирригационном земледелии, как самаррская, а также в ещё более поздней убейдской культуре, где явны свидетельства разложения первобытнообщинного строя (на это указывает, например, появление храмовой архитектуры). 

Реконструкция храма в Тепе-Гавра близ г. Мосула, Ирак. Убейдский период. IV тыс. до н. э.

Убейдский период в общих чертах датируется 6-м — началом 4-го тысячелетия до н. э., то есть храмовое строительство началось в самом конце периода. Это совпадает с тем, что говорит Википедия: "Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке, начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин и исключение их из процесса представления и конструирования истории" (Источник).Значит, надо полагать, до 3100 г. до н. э. никакого патриархата на Ближнем Востоке не было. 

В прошлом году я написал статью "Была ли культура Эль-Убейда матриархальной?" Твёрдо и уверенно ответить "да" на этот вопрос пока невозможно. Зато можно определённо и решительно заявить, что она не была патриархальной. Нет вождей значит нет патриархата, ибо патриархат, согласно определения Википедии, это "форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти". Эта социальная организация называется государством. Государство невозможно без разделения людей на правящий класс и подданных. В убейдский период в Месопотамии правящего класса, "тузов" и всяких "козырей", не было. Стало быть, не было и "шестёрок".

21 июня 2023

Гюльчатай, открой личико!

"Венера" из Костёнок под Воронежем.


 А это знаменитая "венера" из австрийской деревни Виллендорф.

Почему у них такие необычные головы?

З. А. Абрамова в своей монографии "Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы" (СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017) приводит много других подобных голов. Я ограничусь лишь четырьмя примерами.

Стоянка Хотылёво 2, Брянская область. Кат. 116, 4. Головка статуэтки из бивня мамонта высотой 1,9 см, диаметром 1,7 см. Найдена в раскопе 4 в углисто-зольной яме. Головка повреждена и обломана на уровне шеи в древности. Поверхность покрыта параллельными нарезками.

Стоянка Авдеево, Курская область. Кат. 117, 13. Фрагмент головы крупной статуэтки высотой 3,8 см и диаметром 3,5 см, изготовленной из мергеля. Найден в 1988 г. Голова отбита вдоль основания шеи, отсутствует и лицевая часть. Шапочка (?) или причёска (?) показаны на голове концентрическими горизонтальными полосами, оканчивающимися на верхушке головы спиралью. Полосы украшены глубокими поперечными прямыми зарубками, создающими ряд неправильных четырёхугольников. В результате общий вид орнамента может быть определён как сеть или checkwork.

Стоянка Гагарино, Липецкая область. Кат. 119, 1. Женская статуэтка высотой 5,8 см и наибольшей шириной в бёдрах 3,3 см, вырезанная из бивня мамонта. Найдена в 1927 г. у стены жилища. Вся поверхность головы покрыта концентрическими рядами углублений: три нижних ряда имеют более крупные размеры и треугольную форму, верхние ряды нанесены в виде точек путём накалывания.

Ещё одна "венера" со стоянки в Костёнках под Воронежем. Кат. 120, 3. Женская статуэтка высотой 11,4 см из бивня мамонта. Найдена в 1936 г. Вся поверхность головы — от ободка до затылка — сплошь покрыта рядами мелких зубчатых насечек, изображающих или волосы, или плотно облегающую голову меховую шапочку.

Да, прямо по Леопольду Захер-Мазоху: голая "венера" в меховой шапочке. Или по русской поговорке: без штанов, а в шляпе. 

Нет, "меховая шапочка" меня решительно не устраивает. Шапочка не надевается на голову, как презерватив на член, по самые яйца. Если шапочку натянуть на голову по самую шею, то как же смотреть, дышать, кушать и пить? 

Волосы не подходят из тех же соображений, - на лице волосы не растут.

Тут что-то иное... Вспоминаются слова из песни группы Стаса Намина: "Что-то есть, что-то есть в тебе такое, а какое - не пойму"...

Брянская "венера".

Пожалуй, самая привлекательная, если не сказать сексапильная, "венера" из всех тех, что мне довелось видеть.

Женская статуэтка из бивня мамонта высотой 15 см. Найдена в 1935 г. на стоянке Елисеевичи Брянской обл., на правом берегу р. Судость, правого притока р. Десна, датировка от 14 080 ± 70 (ГИН-4135) до 14 590 ± 140 (ГИН-4186) л. н.
 

Загадочный знак.

Ещё пара интересных изображений из книги З. А. Абрамовой "Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы" (СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017).

Фаринкур (грот Зузет). Фаринкур. Верхняя Марна. Кат. 60, 1. Скульптура фаллического характера из песчаника, из культурного слоя, относящегося к мадлену III.

"Фаллический характер изделия неоспорим. Один из фасов несёт грубо гравированный знак в виде оперённой стрелы или, согласно авторам, в виде «позвоночника рыбы» — trait barbelé".


Раймонден. Шанселад. Дордонь. Кат. 45, 1. Гравюра композиции («сцены») на
обломке костяной обработанной пластины длиной 9 см с остатками отверстия на конце. Средний или верхний мадлен
.

"Два ряда человеческих силуэтов помещены параллельно, четыре с одной стороны, три с другой, по обеим сторонам продольной линии, снабжённой косыми поперечными нарезками. Возможно, это изображение позвоночника бизона, поскольку линия упирается в реалистически воспроизведённую голову бизона с вытянутыми вперёд передними ногами, также переданными детально. В противоположность живому изображению головы бизона, человеческие фигуры очень суммарны, с шаровидными головами, продолговатыми телами, слегка расширенными плечами. Туловища разделены в нижней части продольными линиями, видимо, обозначающими ноги".

Сомневаюсь я, однако, что это позвоночник, потому что мы видели в записи "В круге вечного возвращения" точно такой же символ на ноге у женщины. Очевидно, этот символ связан с таким понятием, как род. Люди, как маленькие "ручейки", впадают с двух сторон в одну "реку", - так можно истолковать знак, похожий на рыбный скелет. Или, может быть, наоборот, из головы быка растёт "древо" рода и затем ветвится-разделяется по обе стороны, направо и налево. Нечто подобное мы можем видеть на крито-минойских росписях сосудов, где прямо из головы быка произрастает древовидный лабрис. И, кстати, на нижеприведённом изображении сосуда можно видеть под головой быка круговой "бесконечный" орнамент, напоминающий то, что было названо «позвоночником рыбы». Идея этого орнамента абсолютно идентична: произрастание из семени, которое, в свою очередь, даёт новое семя, и т. д. до бесконечности.

Инициатическое.


Грот Ла Ваш. Аллиа. Арьеж. Кат. 18, 1. Гравюра , получившая название «Сцена инициации», на кости птицы длиной 16,3 см (сложена из двух равных фрагментов, найденных на расстоянии 6 м друг от друга).

"Слева начинается «ритуальная процессия», состоящая из шести персонажей с шаровидной головой и схематичным телом, затем переданный в правый профиль маленький медведь, находящийся под хвостом изображённой в правый профиль крупной фигуры лошади-жеребца замечательного фигуративного качества; наконец, рыба, возможно лосось, и видная в 3/4 голова, похожая на бизона".


Шато дез Эйзи. Лез Эйзи-де-Тайяк. Дордонь. Кат. 36, 1. Гравюры человеческих силуэтов и части фигуры бизона на обломке (16 см) ребра животного, которое чётко датируется мадленом VI. Музей Лез Эйзи.

"9 сохранившихся человеческих силуэтов направляются к сохранившейся передней части крупной фигуры бизона. Силуэты имеют округлую голову и сведённое на конус туловище, лишённое каких бы то ни было деталей. На уровне плеч нанесены косые линии, по всей видимости, изображающие палки, дротики или другое вооружение" (Из книги З. А. Абрамовой "Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017).

Ну, инициатическим (то есть "пахнущим смертью") может быть любой поединок человека с крупным животным, если, конечно, охотник не вооружён дальнобойной винтовкой с оптическим прицелом, как, например, "дорогой Леонид Ильич".


Когда же дело доходит до смертоубийства, - о, тогда даже котёнок может научить многому, а бизон - и подавно. Может быть, поэтому люди такие маленькие по сравнению с бизоном, как первоклассники по сравнению с учителем?

В круге вечного возвращения.


Пещера Истюриц. Сен-Мартен-д’Арберу. Атлантические Пиренеи. Слой II Большого зала. Мадлен IV. Кат. 7, 3. Гравюры двух человеческих фигур на обломке костяной пластинки прямоугольной формы размером 12,0x2,3x0,3 см.

"Из-за изломов обоих концов пластинки две фигуры, следующие одна за другой, — неполные. Они изображены в правый профиль, в одном стиле и действии. Справа расположена женская фигура, лишённая головы. В месте излома на шее можно видеть украшение: две кривые линии, пространство между которыми заполнено косыми чёрточками. Грудная клетка плоская, удлинённая; отвисшая грудь, покрытая рядами коротких насечек, выходит из-под согнутой в локте руки, направленной вперёд (или вверх, если поместить пластинку вертикально). Живот объёмистый, но слабовыпуклый. На бедре выгравирован зубчатый знак. На лодыжке нанесены три поперечные линии, пространство между которыми заполнено насечками. Очевидно, этими линиями обозначены браслеты. За фигурой женщины следует, скорее всего, фигура мужчины, хотя это определение оспаривается. От изображения мужчины сохранилась только верхняя половина".

Грот Ла Ваш. Аллиа. Арьеж. Кат. 18, 2. Гравюры двух женских фигур на обломке (15,0х3,0х1,4 см) кости или рога северного оленя в форме эллипса.

"Женские фигуры изображены в правый профиль одна за другой (или одна над другой) в положении, близком фигурам из Истюриц (кат. 7, 3), но переданы более обобщённо. Эти фигуры не детализированы, но сходство их с профилями женских статуэток допускает такое определение" (Из книги З. А. Абрамовой "Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017).

Тут невольно вспоминается библейское «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его»... А что, если эти дошедшие до нашего времени доисторические гравюры также являются родословными, только на них не мужчины рожают потомков, а женщины?

Кстати, очень интересен знак на бедре женщины. Он может быть истолкован как знак вечного возвращения. Есть такая поговорка: "из земли вышли, и в землю уйдём". Теперь замените слово "земля" нецензурным словом, которым называется женский половой орган. И вышеприведённые картинки заиграют новыми смыслами.