Продолжение. Начало см. в Немного о кикладской культуре и О кикладской культуре (2) и О кикладской культуре (3).
Киклады — целая группа островов (более 200) в Эгейском море к юго-востоку от материковой части Греции. Своё название они получили от слова κυκλάδες (с греческого — «вокруг»), так как окружали священный остров Делос.
Священный остров Делос |
Киклады обведены пунктиром |
Уже к III тысячелетию на островах сложились черты единой культуры; её расцвет пришёлся на 2700–2200 годы до н. э. То есть, кикладская культура была "крёстной матерью" крито-минойской культуры.
В Музее кикладского искусства в Афинах можно увидеть эту трёхчастную вазу,
Трёхчастная ваза 3500–1050 до н. э. Терракота |
которая напоминает аналогичные вызы трипольской культуры.
Трипільська трійна чаша. |
Для чего изготовлялись эти чаши и как они использовались, - я ума не приложу. В домашнем хозяйстве - это абсолютно бесполезные вещи.
Чаша в форме ёжика
Cycladic vessel in the shape of a hedgehog from Chalandriani, Syros, Greece, ca. 2750-2200 BCE. National Archaeological Museum, Athens, Greece. |
может быть истолкована как сосуд для подношений богам. Почему жертвоприношение совершалось как бы руками ёжика? Ну, может быть, ежи были священными животными, особо близкими к божеству. Как мы сегодня говорим "Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!", так, возможно, и древние жители Кикладских островов, считая себя грешными, обращались за помощью к святым ёжикам.
А этот сосуд, возможно, использовался для освещения. В него наливали оливковое масло, опускали фитиль и подвешивали на верёвочках к потолку.
Сосуд типа Кандило 3200–2800 до н. э. Мрамор. Высота — 28 см |
Для чего использовались кикладские "сковородки" - никто толком не знает.
кикладские "сковородки" |
кикладские "сковородки" |
Есть полдюжины разных предположений, но я не стану здесь повторять всякий вздор.
До сих пор нет общепризнанных гипотез и относительно назначения "озябших богинь".
Женская фигурка канонического типа (тип Капсала) 2800–2300 до н. э. Мрамор. Высота — 25,2 см |
Руки традиционно сложены на животе, это позволяет многим учёным считать,
что фигурки изображают умерших, лежащих в соответствующей похоронной
позе, которая сохранилась в европейской культуре до настоящего времени.
Интересно, что в более архаичные времена на Кикладах изготовлялись женские статуэтки совсем иного типажа, не такие "пигалицы", как на вышеприведённой картинки, а дородные дамы, напоминающие первобытных "венер".
Очаровательная женская фигурка из мрамора, ранняя кикладская культура (Эгейский регион), 4500-4000 г. до н.э. |
кикладская "венера" |
Для сравнения — мужская "парнокопытная" фигурка, сделанная из свинца, а не из мрамора.
Мужская фигура постканонического типа. Около 2300 до н. э. Свинец. Высота — 9 см |
Комментариев нет:
Отправить комментарий