![]() |
Источник картинки. |
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
29 июля 2022
Миниатюрная колесница.
Миниатюрная парадная статуэтка с двумя персонажами; расписная скульптура из известняка, Кипр, начало 5 века до н. э. Маленькая ярко раскрашенная статуэтка с женской фигурой в сопровождении ребенка: предмет, почти игрушка, закреплен на подвижные колеса. Возможно, это представление священной церемонии, в которой мать сопровождает ребенка для его посвящения божеству. Источник.
Колесница — явно не военная. Интересно, что же было раньше: курица или яйцо колесница военная или сакральная?
Женщина с "писюном".
Данная скульптура трактуется как "Сидящая женщина с ребёнком из Серри, Южная Сардиния, XI-X век до нашей эры" (Источник). Меня, однако, смущает эрегированный "писюн" ребёнка.
"Маменькины сынки": Джучи, Чагатай, Угедей и Толуй.
Калмыки обладают довольно развитой и чрезвычайно разветвлённой системой
родства. Достаточно сказать, что только вертикальная линия охватывает
более восемнадцати поколений. Интересно, что родственники по отцовской и
материнской линиям имеют отдельные названия и строго отличаются.
Например: наһцх – дядя по материнской линии, авһ – дядя по отцовской
линии; ач – племянник со стороны отца, зе – племянник со стороны матери и
т.д. Согласно древним представлениям, родственники со стороны матери
считаются более близкими, о чём свидетельствуют пословицы: усна экн –
булг, күүнә экн – наһцнр (истоки рек – родники, истоки рода -
родственники по материнской линии), эцкин төрлд – зогсад һар, экин төрлд
– сууһад һар (у родных отца – постой, у родных матери – посиди) и
другие. Видимо, здесь слышны отзвуки матриархата, но можно также
рассматривать это и как дань глубочайшего уважения женщине – матери,
хранительнице очага.
Традиционно у всех монгольских народов
женщина пользовалась почётом, ей отводилась важная роль в жизни семьи и
общества. Бывало, при потере мужа, она взваливала на свои плечи всю
тяжесть проблем по выращиванию и воспитанию детей. Документально такой
случай зарегистрирован ещё в «Сокровенном сказании монголов», когда мать
Темучина – будущего Чингисхана Оэлен-эке (калм. Үүлн эк), после гибели
мужа – знаменитого Ессугей-богатура, одна воспитала своих сыновей
достойными продолжателями славных дел их отца и деда. Можно добавить,
что и любимая жена Чингисхана Бортэ также была замечательной матерью,
ибо все рождённые ею сыновья: Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй - не уронили
чести рода и семьи, не посрамили имени великого родителя, достойно
продолжили грандиозное дело своего отца.
История сохранила
предание о поступке женщины-ойратки времён ойратско-китайских войн.
Захватив семью в составе мужа, жены, брата жены, и нескольких детей,
китайский военноначальник предложил женщине оставить в живых одного
человека. Она попросила сохранить жизнь своему брату. На вопрос
военноначальника: «Почему его, а не мужа и своих детей?», - она
ответила, что брат единственный из их рода и с его смертью прекращается
род». Это говорит о том, что ойратские женщины были способны жертвовать
самым дорогим во имя рода.
28 июля 2022
Почему такие длинные рукава?
![]() |
Румыния, 1933 год. Фото: Kurt Hielscher. Источник картинки. |
Интересно, почему рукава такие длинные?
Существует расхожее мнение, согласно которому одежды с длиннными рукавами носили лишь состоятельные люди — бояре, купцы, члены княжеских семей. Вещи с длинными рукавами сигнализировали о том, что человек был не обременён физическим трудом, а значит, достиг материального достатка.
Да, действительно, русские бояре до реформ Петра I носили одежду, которая имела длинные висящие ниже колен рукава, а руки продевались в разрезы, тянувшиеся от запястья до плеча. Но, как замечает Валентина Козинец, длина рукавов у современных простых тибетцев-скотоводов длиннее, чем у знатных монголов династии Цин (Источник).
"Раньше на Руси простые деревенские бабы носили рубахи-длиннорукавки. В русской деревне долгорукавки были праздничной одеждой, надевавшейся с сарафаном, душегреей в особенно торжественные дни. Белые долгорукавки надевались также невестой во время девичника, когда она исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили крестьяне, «убивалась». В этом случае долгорукавки назывались убивальницами", - сообщает Белослава в заметке "Рубаха-долгорукавка и её история".
Стало быть, одежды с длинными рукавами носили не только бояре, но и крестьяне. И, надо полагать, это была праздничная одежда. Слова "праздник" и "праздный" - однокоренные. "Праздный" значит "ничем не занимающийся, не занятый делом, работой".
В тибетских танцах горши/гурзи танцоры размахивают длинными рукавами; во время свадебного причета невеста всплескивала длинными рукавами, ударялась ими об стол, плакала, пела печальные песни; Василиса Премудрая ”махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди”. В связи с этим мне подумалось: а не сделаны ли длинные рукава праздничных одежд по образу и подобию птичьих крыльев?
![]() |
русская праздничная рубаха-долгорукавка |
И не перекликается ли этот образ с евангельскими птичками небесными, которые "не сеют и не жнут" (Мф. 6:26)? Они не работают, потому что живут как в раю. Ну а мы, люди, вынуждены трудиться ежедневно, чтобы время от времени позволить себе праздник и быть праздными как птички небесные.
Два типа культур.
На Земле существовало и до сих пор существует великое множество различных культур. Как не заблудиться в этом "культур-мультур"?
У Ивана Крылова есть басня под названием "Волк и Ягнёнок".
"Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк".
Сюжет этой басни знаком всем с детства, а кто запамятовал, тот может прочитать здесь.
Ну так вот. Нет каких-то "абстрактных" культур; все культуры носят предельно "шкурный" интерес. Одни культуры можно назвать "культурами Волка", а другие — "культурами Ягнёнка".
Заметьте, что Волк не сразу кидается на Ягнёнка, - он интеллигентный, культурный Волк. Он прежде ищет оправдания своему насилию.
"Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву».
Вот это и есть "культура Волка". Она, конечно, может быть и не столь примитивной, как в басне Крылова, но суть её остаётся прежней. Например, в гитлеровской Германии увлекались философией Ницше и слушали музыкальные произведения Вагнера, но при этом культурный германский Волк постоянно "катил бочку" на еврейского Ягнёнка с "нечистым рылом".
Каждый человек ассоциирует себя либо с Волком, либо с Ягнёнком, и выбирает соответствующую культуру поведения.
Может ли Ягнёнок "прикинуться" Волком, напялить на себя волчью шкуру и "пожирать" других Ягнят? Наверно, может. Но бывают такие случаи, когда Ягнёнок сохраняет свою культурную идентичность даже ценою собственной жизни.
Эта фотография была сделана 19-го июля 1941-го года в Сербии. У стога
сена – 19 местных жителей, которых немецкие солдаты получили приказ
расстрелять. Тот, который на снимке обозначен стрелкой – рядовой 714-й
пехотной дивизии Вермахта - Йозеф Шульц.
Йозеф отказался
участвовать в расстреле. Ему пригрозили - за неповиновение его ждёт
военный трибунал. И тогда простой немецкий солдат положил оружие и встал
вместе с теми, кого он должен был расстрелять.
На снимке - тот самый момент, когда Йозеф Шульц идёт навстречу своей смерти. Он был расстрелян вместе с пленными…
------------------------------------------------------------
Да, и конечно матриархальная культура - это культура Ягнёнка.
27 июля 2022
Интеллигентская семейная модель в раннем СССР.
Чрезвычайно интересное наблюдение над российско-советской интеллигенцией высказывает Р.С. Черепанова в статье "Материнство и отцовство в системе ценностей отечественной интеллигенции".
"Для русского интеллигента, - говорит она, - семья означает увеличение материальных расходов и затрат времени, отрываемого от творчества, поэтому ценность семьи (в отличие от ценности дружбы, любви, родства душ) в интеллигентском этосе невысока. Кроме того, поскольку свобода и самовыражение личности находятся в этой системе ценностей на первом месте, семьи интеллигентов довольно непрочны".
И вот, в интеллигентской среде возникает семейная модель, которая "опирается на радикальный и поверхностный вариант просветительства (на «полупросвещение», по известному выражению Пушкина). Мы найдём её у Радищева и Герцена, у Толстого и Чернышевского, у Ленина с его специфической интерпретацией коммунизма [1]. С позиций этого вульгаризированного просветительства, идеальный ребёнок – это сирота, а главный принцип его воспитания – свобода (включая её последствия, в том числе и негативные). Коммуна Макаренко вырастает на этой почве не случайным экспериментом, а закономерным продолжением просветительских проектов по выведению идеального человечества. Любая семья с этой точки зрения ограничивает свободу личности, поэтому в ходе общественного прогресса так или иначе должна исчезнуть".
Интересно получается: если "бытие определяет сознание", то и специфический интеллигентский быт определяет особую семейную модель, в которой всяк сам по себе. И затем эта специфически интеллигентская модель распространяется, в качестве социального эксперимента, на всю советскую Россию.
Автор статьи "Про советский детский сад" пишет:
"И в ноябре 1917 года принят закон, “Декларация по дошкольному воспитанию”. Он гарантировал малышу право на образование и воспитание, а его родителям был порукой в том, что им за это не придётся отдавать ни копейки. Уже в 1918 году на одном из педагогических факультетов появляется дошкольное отделение. С 1919 года вопрос о создании “сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины” ставится ребром. С лёгкой руки Ильича эти заведения именуются “ростками коммунизма”: тем самым вождь отметил их немалую роль в построении идеального государства. С раскрепощением женщины всё понятно: отныне “Товарищ мама” имела полное право вкалывать за станком от рассвета до заката (а то и внеурочно), но при этом получала абсолютно все права и свободы для реализации себя, любимой, как личности. Во внерабочее время, разумеется. Равная мужчине, добытчица — не жизнь, а малина. С этим вроде понятно, а вот фраза “общественное воспитание” имеет гораздо более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, она переводит разного рода гувернанток и нянечек в класс буржуазии, тем самым клеймя их позором — это ведь не общественное, а индивидуальное воспитание! А во-вторых, отныне подрастающее поколение с младых ногтей впитывало социалистические идеи, училось ходить строем, кушать — что и все, одевать — что и все, и мыслить в строгом соответствии с установленным регламентом".
![]() |
Первый пионерский парад. Москва, СССР, июнь 1924 года. |
------------------------------------------------------------------------------
[1] См.: Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002. 341 с.
Материнство под углом зрения русского консерватизма.
В философии русского консерватизма подчёркивалась определяющая роль женщины-матери в созидании семьи и нации. Сосредоточенность женщин на ценностях семейной жизни Н.М.Карамзин в буквальном смысле воспевал в «Письмах русского путешественника». В 30-е гг. XX в. данную мысль высказал русский консерватор-эмигрант И.Л.Солоневич: «Женщина, женщина-мать – она всегда созидательница. Своей семьи, своего очага и отсюда – своей нации» [1].
А если женщина, по тем или иным причинам, не может стать матерью? В таком случае, она может стать девой. К.П. Победоносцев писал: «Чистый, святой образ Матери Божией должен каждую минуту напоминать деве христианской, что нет на земле имени и места святее и чище имени и места Девы» [2]. Материнство - душеспасительно, но и девство - богоугодно. Как говорится, всем сёстрам по серьгам.
Материнство рассматривалось русскими консерваторами не только в рамках приватной, но и публичной сферы. Идеал матушки-императрицы был разработан Н.М. Карамзиным в произведении «Историческое похвальное слово Екатерине II». [3] В данном труде мыслителя сравнение императрицы с матерью встречается 13 раз: «мать народа», «мать отечества», «прамать» и т. д. Материнское правление являлось более мягким по сравнению с отцовским, имело гуманный характер в области внешней и внутренней политики, позволяло строить отношения власти и подданных на основе взаимной любви и заботы. Образ государыни-матушки задействовали в своих произведениях и другие консерваторы. М.О. Меньшиков назвал княгиню Ольгу «матерью народа русского», «матерью нашей государственности», так как видел её главную заслугу в том, что «именно святой Ольгой начинается наша христианская цивилизация, именно ею начинается наша национальность и наша народная слава» [4].
(Из статьи Н. Н. Козловой "Материнство в философии русского консерватизма XIX – первой трети XX в.)
------------------------------------------------------------------------
[1] Солоневич И.Л. Большевизм и женщина // Вся власть – русским мозгам!: сб. ст. СПб., 2003. С.41.
[2] Победоносцев К.П. Избранное. М.: РОССПЭН, 2010. С. 314.
[3] Карамзин, Н.М. Историческое похвальное слово Екатерине II // Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. С.160–217.
[4] Меньшиков М.О. Вечное воскресенье. URL: http://az.lib.ru/m/menxshikow_m_o/text_0100.shtml (дата обращения – 22.07.2013).
Терракотовая женская блузка из Великой Греции.
Среди других экспонатов музея в Пестуме есть часть терракотовой женской статуи с замечательно сохранившейся раскраской.
![]() |
Источник картинки. |
Учитывая сильное этрусское влияние на жителей Пестума, можно предположить, что свастика имела место быть и у этрусков.
Википедия говорит, что свастика встречается на могильных урнах этрусков. Тем более шокирует изображение свастики на женской блузке.
Однажды вечером я ехал домой с работы, и в автобус вошла девушка лет 15 - 16-ти с сумкой-рюкзачком в виде гробика, с крестом и цепями... Знаете, в молодёжной субкультуре готов такие "штучки" в моде. Может быть и здесь нечто подобное?
26 июля 2022
Луканы: истинные язычники.
Луканы (луканцы, лат. Lucani) — одно из древнеиталийских самнитских племён — к концу V века до н. э. расселились в южной Италии, дав название этому региону — Лукания. Там они вскоре попали в "замес" между греками и римлянами. Отстаивая свою независимость, луканы воевали и против тех, и против других, вступали в союзы с этрусками, кельтами и пунами.
Город Посейдония был основан в VII веке до н.э. греками из Сибариса (то есть был колонией колонии). В конце V века город был завоеван туземцами - луканами, и при них он уже именовался Пестумом. В 273 г. до н.э. лукан вытеснили римляне. Город существовал в течение всего имперского периода, но в интервале между IV и VII веками стал хиреть и в итоге оказался заброшенным. В числе возможных причин запустения называют набеги пиратов и малярию - бич Южной Италии вплоть до начала XX века. Жители Пестума ушли в горы, где и основали город Капаччо. Место же исторического Пестума заросло лесом, и только в XVIII веке учёные случайно обнаружили в этом глухом лесу прекрасно сохранившиеся античные храмы.
![]() |
Храм Геры |
В 1970-х годах был найден большой некрополь, находки из которого сейчас украшают местный музей. Главные экспонаты этого музея – росписи склепов, которые датируются V - IV веками до н.э. Самый известный цикл росписей был найден в т.н. Гробнице ныряльщика, названной так по самой запоминающейся фреске.
Переход в загробный мир – это прыжок в море. По преданию, так покидали земной мир гиперборейцы, обитатели счастливой страны. "А ныряльщик - это сам умерший, сигающий сломя голову в пучину неизвестности (что там за гробом, греки слабо представляли). Любопытно, что уже в христианскую эпоху на крещальной купели в Гроттаферрате был вырезан тот же мотив: в крещении человек бросается в иную жизнь, оставив прежнюю. Такая вот преемственность сюжетов", - говорит sibeaster в записи "Пестум-3".
24 июля 2022
Образ "идеальной женщины" времени А. С. Пушкина.
О. И. Лисицына в статье "Аскриптивные черты российской дворянки: конструирование идеальной жены и матери (конец XVIII – середина XIX в.)" затрагивает тему воспитания российских девочек-дворянок в конце XVIII – первой половине XIX в.
"Несмотря на «секуляризацию общественного сознания» [1], православие в конце XVIII – середине XIX в. продолжало оставаться значимой частью мировоззрения российского нобилитета. Конечно, в ситуации повсеместного господства православной идеологии набор первых прививаемых дворянской девочке качеств был выдержан в духе христианских добродетелей, определяемых в терминах «благочестия» [2], «совершеннаго исполнения правил евангельских» [3]. Дворянке в первую очередь прививались такие качества как «терпение», «покорность», «смирение». Очевидно, развитие у неё данных качеств осуществлялось с целью последующего сглаживания «острых углов» в отношениях между чуждыми, по большому счёту, друг другу супругами и, соответственно, укрепления семьи. Приводимые в текстах описания «счастливой» семейной жизни наглядно демонстрируют, какие именно свойства женской личности оказывались при этом наиболее значимыми: «Наталия Ивановна и Василий Иванович… любили друг друга и были счастливы, хотя он и разорялся от карт, но жена всё ему прощала» [4]; «одна из этой семьи не делала замечаний мужу из деликатности даже тогда, когда он смелыми оборотами доводил семью до разорения…» [5]. Как видим, женские смирение и терпение, облекаясь в форму сугубо светского, «этикетного» понятия «деликатность», трактуются практически как основной залог семейного счастья.
«Повиновение» и «покорность» также достаточно часто фигурируют в текстах – обычно в контексте описания воспитательных стратегий взрослых в отношении юной дворянки: «Наталья Александровна с заплаканными глазами крестила и целовала Нюту... Что она внушала ей, я не слыхала, но, конечно, не протест и борьбу с деспотизмом родительской власти, а, вероятно, на разные лады давала лишь советы покорности и смирения…», но родительская власть трансформируется для неё после брака во власть супруга – тем более что в рамках подчинения первой она, как правило, и «даёт согласие» на брак. Так, «ты уж не от меня будешь зависеть, а от мужа и от свекрови, которым ты должна беспредельным повиновением и истинною любовью. Уж ты не от меня будешь принимать приказания, а от них» [6] – наставляет 13-летнюю А.Е. Лабзину мать.
Mea culpa
![]() |
Виктор Попков. Хороший человек была бабка Анисья. 1973 г. |
Когда я вспоминаю умерших, у меня всегда возникает чувство вины перед ними. Примерно как с собакой Азой: она ведь у меня была гончая (русская пегая), и при этом за всю свою жизнь ни разу в лесу не была. По моей вине. Вот так же и с людьми: мало внимания уделял, мало заботился, мало любил.
Свободные тувинки.
А.В. Адрианов, говоря о семейно-бытовых традициях тувинцев в своём этнографическом обзоре, подготовленном им после экспедиции в Туву (1881 г.), особо отмечает, что «женщины пользуются здесь самостоятельностью» [1]. По-видимому, не случайно в 1903 г. в докладе закрытого заседания комитета географического общества в Иркутске, посвящённого итогам этнографических экспедиций в Туву, было сказано, что «…у восточных сойотов найдены остатки архаической коммуны, следы матриархата…» [2].
В научных целях побывавший в Туве в конце XIX в., Ф.Я.Кон писал в своём отчете, что «одной из характернейших особенностей сойотов было их отношение к женщине. Во многих сойотских посёлках мне приходилось видеть юрты, в которых жили взрослые девушки, каждая в отдельной юрте». Далее сей факт исследователь объясняет тем, что «это делалось для того, чтобы девушка могла свободно располагать собой…».
![]() |
тувинка |
Новая Ева.
Róża Maria Goździewska, the youngest Polish Nurse in the Warsaw Uprising at 8 years old 1944.
Photo: Eugeniusz Lokajski “Brok”. Colored by AlixOfHesse
Согласно Библии, имя первой женщины Ева (ивр. חוה, Хава — букв. «дающая жизнь») отнюдь не случайно. Мужчины отнимают жизни, и уже в первом человеческом поколении Каин убил брата своего, Авеля. Понятное дело, что если бы и женщины присоединились в этом богопротивном деле к мужчинам, род человеческий прекратился бы, едва начавшись. И маленькая Róża Maria, как новая Ева, «даёт жизнь» раненым мужчинам, спасая их от смерти.
23 июля 2022
Гримасы российского патриархата.
О. А. Валькова в статье "А была ли роженица? Или рассуждение о типологическом формуляре метрического свидетельства в России в первой половине XIX в." приводит текст российского метрического свидетельства о рождении перв. пол. XIX века. Метрическое свидетельство было выдано по запросу отца Владимира Соколова для предоставления при поступлении его сына в Архитектурное дворцовое училище и содержит следующую информацию: «…в метрической книге Сретенского Сорока Спасской церкви, что во Спасской, тысяча восемьсот двадцать осьмаго года в статье под № 21-м написано следующее: месяца января двадцатого числа в доме прихожанки коллежской ассесорши Екатерины Михайловны Богдановой, у живущего коллежского регистратора Ивана Иванова Соколова родился сын, коему наречено имя Владимир, молитвословил священник Николай Петров, при сем был дьячёк Иван Илларионов, крещён 16-го числа, восприемники были: обер гоф-мейстер князь Андрей Александрович Кольцов-Мосальский и из дворян коллежского секретаря Павла Алексеева Гурьева жена Доминика Харлампьевна; оное крещение исправляли священник Николай [Ботроев] с причтом. Января 27 дня 1836 года» [1].
И далее О. А. Валькова пишет: "Характерно, что в метрическом свидетельстве перечислено поимённо семь человек и упомянут ещё «причт», однако не только нет имени матери ребенка, но нет никакого упоминания о том, что она вообще существовала. Прочитав этот документ, легко представить, что никакая женщина вообще не участвовала в процессе появления на свет ребёнка. Будучи хорошо знакомыми с формуляром записей в российским метрических книгах немного более позднего времени, мы предположили, что, возможно, в данном конкретном случае имело место что-то нуждавшееся в сокрытии: незаконное рождение или крепостное состояние матери, или… Однако специалисты по генеалогии данного периода заверили, что такой формуляр метрической записи является типичным для данного времени. К сожалению, они не смогли объяснить причины, вызвавшие появление подобной практики".
Ну, я думаю, что причины следует искать в Библии.
--------------------------------------------------------
[1] РГАДА Ф. 1239. Оп. 3. Д. 15235. Л. 3, 3 об.22 июля 2022
Матриархат как следствие женского трудолюбия.
Таким рисуется карикатурный, нереальный матриархат. А в реальной жизни матриархат возникал и вырастал в архаических обществах на почве женского трудолюбия.
Яркие примеры женского трудолюбия оставил в своём описании путешествия по Сибири в начале ХХ в. известный финский лингвист и этнограф К. Доннер. «Воистину не позавидуешь участи самоедских женщин. Больные или здоровые, они вынуждены выполнять самую тяжёлую работу. Они ставят чум, заботятся о детях, ведут домашнее хозяйство, готовят пищу, носят воду или снег для приготовления пищи, поддерживают огонь и рубят дрова. Они шьют одежду, забивают оленей, обрабатывают шкуру, изготавливают большинство предметов домашнего обихода. Наконец, они рожают детей без всякой посторонней помощи прямо на снегу возле жилища. Мужчины добывают рыбу и зверя, пасут оленей – на этом их обязанности заканчиваются. Конечно, и тем, и другим нелегко, но всё же самое тяжёлое бремя выпадает на женскую долю».
Ну, при таком раскладе, мужик-"командир" совершенно неуместен, - баба и сама прекрасно знает, что ей надо делать и как надо делать. В принципе, такая самодостаточная баба и одна проживёт, без мужика. И мужик, если он хоть немного дружит с головой, не станет корчить из себя господина и помыкать женой. Потому что если они вконец рассорятся и она уйдёт от него, мужику будет совсем плохо.
Как раз в тему стихотворение Александра Щербакова:
НАСЧЁТ РАЗВОДА
Бывают такие, бывают
Моменты почти каждый год,
Когда я в душе затеваю
С дражайшей своею развод.
Впряжёт, как при матриархате,
Словцом стеганёт, как хлыстом, –
И скрипнешь зубами: «Ну, хватит!
Уйду, пожалеешь потом!».
Я вынес бы всю процедуру,
Позор пережил и беду…
Но где ещё русскую дуру
Такую на свете найду?
Женщина-"паучиха".
Описывая коряков, Я.И. Линденау отмечает, что «в домашней работе особенно деятельны женщины, а мужчинам не остаётся ничего другого делать, как только принести дров и воды, изготовить нужную в доме утварь или сходить на промысел. Всё, что мужчины добывают на охоте и рыбной ловле, отдают своим жёнам и без ведома жены муж не может отдать из дома ничего такого, на что жёнам предоставлено преимущественное право пользования».
Помнится, нечто подобное я читал и в этнографических описаниях быта североамериканских индейцев. Очевидно, в архаических обществах домохозяйка распоряжалась тем, что так или иначе попадало на территорию её домохозяйства. Как паучиха.
Если какая "муха" попала в её паутину, там и пропала, как в чёрной дыре.
Кстати, до сих пор живо поверье о том, что пауков нельзя убивать. Очевидно, во времена стародавние существовало табу на убийство пауков, потому что Мать-Паучиха рассматривалась как созидательница этого мира, соткавшего из своего тела каркас Вселенной.
Мне думается, что пушкинская старуха со своим разбитым корытом - это карикатурное изображение женщины-паучихи.
о душе
"Душа хочет обитать в теле, потому что без него она не может ни действовать, ни чувствовать"
(Леонардо да Винчи)
А можно ли представить себе душу без/вне тела? Вот я закрываю глаза, затыкаю уши... Ба-а-а, да это же знакомая сенсорная депривация! Из-за того, что никаких сигналов снаружи не поступает, наш мозг как бы переключается с внешних ощущений на внутренние: ощущения внутри тела, звуки в теле, образы, мысли... Но это лишь самое начало. Говорят, самое интересное случается тогда, когда удаётся отрешиться от мыслей: одно мысле-облако прошло, а другое ещё не пришло. Ясное, чистое небо... Именно в этот момент может случиться медитация. А там и до сатори недалеко. Сатори - первый "проблеск", а самадхи - выход на "плато" космического сознания.
Оказывается, смерть и самадхи имеют много общего.
С кем хотят быть равными феминистки?
Ну да, сами феминистки чаще всего говорят, что они борются за равные права с мужчинами. Но здесь есть один немаловажный нюанс. Оспаривая акцент либеральных феминистов на равенство с мужчинами, темнокожие феминисты напоминают им, что темнокожие женщины вряд ли присоединятся к борьбе за равенство с чёрными мужчинами, которые сами являются жертвами угнетения.
В современной России может быть не всё так рельефно, как в Африке, но и у нас не все мужчины равны между собой. Интересно, с какими же мужчинами феминистки добиваются равенства - с "владельцами заводов, газет, пароходов" или с простыми смертными? Если с мужчинами-"тузами", то это бесполезно, так как колода карт не может состоять из одних "тузов". А если с мужчинами-"шестёрками", то смысла нет, потому что "шестёрки" так же бесправны, как и женщины.
21 июля 2022
А был ли "чистый" патриархат?
Найра Ювал-Дэвис (Yuval-Davis) говорит, что само понятие патриархата весьма проблематично. Полагая его приемлемым для ряда конкретных исторических периодов и географических регионов, Ювал-Дэвис считает понятие «патриархат» слишком грубым аналитическим инструментом в целом. В большинстве обществ некоторые женщины обладают властью как над мужчинами, так и над другими женщинами.
Да, это хороший аргумент в дискуссиях с теми, кто отрицает историческое существование матриархальных обществ. Как сообщает русскоязычная Википедия, "в современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало" (Источник). А чисто патриархальные общества? Они где-нибудь когда-нибудь существовали? Классическая греко-римская культура считается патриархальной. Но и у древних греков, и у древних римлян можно найти массу обычаев, которые отнюдь не свойственны патриархату. Всем известно, как Филлида ездила верхом на Аристотеле.
![]() |
Аристотель и Филлис. Сосуд для воды,бронза,фламандский мастер, начало 15 века. |
Хотя это средневековая легенда, но, как говорится, дыма без огня не бывает. Во все времена и у всех народов были мужчины-"подкаблучники". А это уже не "чистый" патриархат.
О либеральном феминизме.
"В отличие от классической либеральной традиции, которая выступает за уменьшение роли государства, большинство либеральных феминистов полагает, что государство — это та самая сила, которая обладает возможностями укрепления прав женщин. Хотя его можно вовлечь и в дискриминационную деятельность, государство способно стать нейтральным арбитром — необходимым гарантом равенства женщин", - говорит Энн Тикнер (Тикнер, Дж. Энн. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны». — М.: Культурная революция, 2006. С. 52).
Хм, сомневаюсь я, однако, чтобы государственные чиновники добровольно самоустранились и посадили на свои "тёплые" места либеральных феминистов. И нейтральным государству быть никак нельзя, поскольку чиновничья братия представляет собой корпорацию, у которой есть свои собственные интересы.
Но здесь надо отметить, что в современном российском "мужском движении" чрезвычайно распространён нарратив о том, что якобы "матриархальное" государство всемерно поддерживает женщин и, наоборот, "гнобит" мужчин.
![]() |
Источник картинки |
То есть, МД-шники выступают контрагентами нарратива либеральных феминистов. Обе стороны апеллируют к государству как "царю-батюшке", желая перетянуть его на свою сторону. Типа, как дети жалуются отцу друг на друга, чтоб он "разрулил" ситуацию и навёл порядок в семье.
Учитывая патриархальные "корни" государственности, позиция либеральных феминистов кажется мне изначально проигрышной.
немного статистики
По данным ООН, женщины выполняют 1/3 оплачиваемой работы и 2/3 неоплачиваемой, при этом получают только 10% глобального дохода и владеют 1% глобальной собственности. Они вместе с детьми составляют 80% беженцев из зон конфликтов, более 50% неграмотных, но в то же время почти исключены из правящей политической элиты, составляя в ней всего 5% на уровне глав государств и руководителей министерств.
(Тикнер, Дж. Энн. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны». — М.: Культурная революция, 2006. С. 12)
Это брежневское политбюро ЦК КПСС 1981 года, эпохи "развитого социализма", "самой прогрессивной общественной формации в мире" (так позиционировал себя СССР на международной арене). И, как видим, - ни одной женщины. Имеет ли смысл говорить про не столь "прогрессивные" государства? Там картина аналогичная: кондовый патриархат.
Мещеряки.
Круковский М.А. Семейный портрет мещеряков. Мещеряки. Россия, Башкортостан республика, Чишминский р-он, Чишмы д. (Оренбургская губ.). 1908 г. Фото из коллекции МАЭ РАН.
"Мещеряки" - это почти уже совершенно обрусевшие остатки финно-угорской мещеры, проживавшие в Пензенской и, частично, Тамбовской и Саратовской губерниях, к началу 20 века более тридцати тысяч человек, если верить губернским изданиям, насчитывали.
Моими друзьями в школе были два брата-близнеца по фамилии Мещеряковы. В школе на востоке Липецкой области, которая была образована 6 января 1954 по указанию Хрущёва, а раньше это была Тамбовская губерния.
Богородичное православие.
"Когда вы страдаете, мучаетесь, когда вам поистине трудно и тяжело жить,
когда вы находитесь на краю гибели, когда вы теряете надежду и впадаете в
отчаяние, вспомните, что у нас... есть крепко любящая Мать — Пресвятая
Богородица. Верьте, что лишь воззовёте вы к Ней, как Она сейчас же
придёт, да и идёт уже к вам с помощью, утешением, облегчением и
спасением!.. И не сомневайтесь, что Она, услышав ваш скорбный вопль,
придёт к вам, отрёт ваши слёзы, облегчит страдания и избавит вас от
опасности, гибели, от злой тоски и уныния". Архимандрит Кирилл (Павлов). Источник.
Икона больно хороша! Хоть и "новодел". Протопоп Аввакум не одобрил бы пухлые розовые щёчки младенца Иисуса. Но глаза, какие глаза! Лепота, одним словом.