На фресках времени царицы Хатшепсут и Тутмоса III (первая половина XV в. до н. э.) представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде (передниках и высоких полусапожках) и с характерными причёсками, несущие дары фараону.
![]() |
Minoans bringing tribute to Egypt from the tomb of Rekhmire the governor of Thebes and vizier under Tuthmosis iii and Amenhotep ii, ca 1400 bce |
Это доказывает, вне всякого сомнения, что в бронзовом веке критяне и египтяне встречались и обменивались товарами и идеями. Египтяне бронзового века известны своим культом мёртвых и искусством мумификации. Можно предположить, что критяне разделяли эти знания и применяли их по-своему в Кноссе.
Существует древнегреческая легенда о том, что Дедал смоделировал Кносский Лабиринт по образцу египетского здания, которое было известно в классические времена, но которое сейчас превратилось в пыль и почти забыто, — Лабиринт Аменемхета III (1839-1791 гг. до н. э.). Погребальный храм Аменемхета находился недалеко от его гробницы-пирамиды в Хаваре, в 8 км к востоку от Мединет-эль-Файюма.
"Отец истории" Геродот пишет: "Я видел этот лабиринт. В нём двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причём шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землёю, числом 3000, именно по 1500 тех и других. По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят [все] творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы. Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружён колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня" (Источник).
Описание Геродота, конечно, напоминает ритуальный комплекс в Кноссе.
Через несколько столетий после Геродота греческий географ Страбон (ок. 64 г. до н. э. — ок. 24 г. н. э.) упомянул лабиринт в своей работе «География», отметив связь между количеством дворов сооружения и номами Древнего Египта. Вполне возможно, каждый ном строил свою часть лабиринта. Геродот называл строителей лабиринта двенадцатью "царями", но скорее всего это были управляющие строительством от каждого нома. Кносский "лабиринт", возможно, также возводился строительными бригадами от разных общин.
После падения Западной Римской империи руины Лабиринта стали использовать в качестве каменоломни, и после того, как большая часть камней была вывезена, о местонахождении сооружения постепенно забыли. То немногое, что осталось от Лабиринта, было ещё больше разрушено, когда примерно в середине XIII века н. э. через центр Хавары был прорыт канал под названием «Бахр-Шаркийя»; в 1900–1907 годах над Бахр-Шаркийёй был построен новый канал («Бахр-Абдул-Вахби»), что нанесло дополнительный ущерб этому месту.
![]() |
Рисунок пирамиды Аменемхета III в Хаваре и окружающих её руин, выполненный Карлом Рихардом Лепсиусом ок. 1850 г. Обратите внимание на канал Бахр-Шаркийя, проходящий через это место. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий