08 апреля 2025

Древнеегипетский Лабиринт.

На фресках времени царицы Хатшепсут и Тутмоса III (первая половина XV в. до н. э.) представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде (передниках и высоких полусапожках) и с характерными причёсками, несущие дары фараону.

Minoans bringing tribute to Egypt from the tomb of Rekhmire the governor of Thebes and vizier under Tuthmosis iii and Amenhotep ii, ca 1400 bce

Это доказывает, вне всякого сомнения, что в бронзовом веке критяне и египтяне встречались и обменивались товарами и идеями. Египтяне бронзового века известны своим культом мёртвых и искусством мумификации. Можно предположить, что критяне разделяли эти знания и применяли их по-своему в Кноссе.

Существует древнегреческая легенда о том, что Дедал смоделировал Кносский Лабиринт по образцу египетского здания, которое было известно в классические времена, но которое сейчас превратилось в пыль и почти забыто, — Лабиринт Аменемхета III (1839-1791 гг. до н. э.). Погребальный храм Аменемхета находился недалеко от его гробницы-пирамиды в Хаваре, в 8 км к востоку от Мединет-эль-Файюма.

"Отец истории" Геродот пишет: "Я видел этот лаби­ринт. В нём две­на­дцать дво­ров с вра­та­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми одни про­тив дру­гих, при­чём шесть обра­ще­ны на север, а шесть на юг, при­ле­гая друг к дру­гу. Сна­ру­жи вокруг них про­хо­дит одна-един­ст­вен­ная сте­на. Внут­ри этой сте­ны рас­по­ло­же­ны покои двух родов: одни под­зем­ные, дру­гие над зем­лёю, чис­лом 3000, имен­но по 1500 тех и дру­гих. По над­зем­ным поко­ям мне само­му при­шлось про­хо­дить и осмат­ри­вать их, и я гово­рю о них как оче­видец. О под­зем­ных же поко­ях знаю лишь по рас­ска­зам: смот­ри­те­ли-егип­тяне ни за что не жела­ли пока­зать их, гово­ря, что там нахо­дят­ся гроб­ни­цы царей, воз­двиг­ших этот лаби­ринт, а так­же гроб­ни­цы свя­щен­ных кро­ко­ди­лов. Поэто­му-то я гово­рю о ниж­них поко­ях лишь пона­слыш­ке. Верх­ние же покои, кото­рые мне при­шлось видеть, пре­вос­хо­дят [все] тво­ре­ния рук чело­ве­че­ских. Пере­хо­ды через покои и изви­ли­стые про­хо­ды через дво­ры, будучи весь­ма запу­тан­ны­ми, вызы­ва­ют чув­ство бес­ко­неч­но­го изум­ле­ния: из дво­ров пере­хо­дишь в покои, из поко­ев в гале­реи с колон­на­да­ми, затем сно­ва в покои и оттуда опять во дво­ры. Всюду камен­ные кры­ши, так же как и сте­ны, а эти сте­ны покры­ты мно­же­ст­вом рельеф­ных изо­бра­же­ний. Каж­дый двор окру­жён колон­на­ми из тща­тель­но при­ла­жен­ных кус­ков бело­го кам­ня" (Источник).

Описание Геродота, конечно, напоминает ритуальный комплекс в Кноссе. 

Через несколько столетий после Геродота греческий географ Страбон (ок. 64 г. до н. э. — ок. 24 г. н. э.) упомянул лабиринт в своей работе «География», отметив связь между количеством дворов сооружения и номами Древнего Египта. Вполне возможно, каждый ном строил свою часть лабиринта. Геродот называл строителей лабиринта двенадцатью "царями", но скорее всего это были управляющие строительством от каждого нома. Кносский "лабиринт", возможно, также возводился строительными бригадами от разных общин.

После падения Западной Римской империи руины Лабиринта стали использовать в качестве каменоломни, и после того, как большая часть камней была вывезена, о местонахождении сооружения постепенно забыли. То немногое, что осталось от Лабиринта, было ещё больше разрушено, когда примерно в середине XIII века н. э. через центр Хавары был прорыт канал под названием «Бахр-Шаркийя»; в 1900–1907 годах над Бахр-Шаркийёй был построен новый канал («Бахр-Абдул-Вахби»), что нанесло дополнительный ущерб этому месту.

Рисунок пирамиды Аменемхета III в Хаваре и окружающих её руин, выполненный Карлом Рихардом Лепсиусом ок. 1850 г. Обратите внимание на канал Бахр-Шаркийя, проходящий через это место.


Комментариев нет:

Отправить комментарий