09 апреля 2025

Акрополь в Афинах и Лабиринт в Кноссе.

Родни Каслден приводит пример существования многовековой традиции, делая интересное сравнение между Акрополем в Афинах и Лабиринтом в Кноссе, хотя их разделяют тысяча лет и широкие воды Эгейского моря.

"Акрополь в Афинах занимает место поселения предков, небольшого убежища на вершине холма, и стал священным местом, когда город распространился по окружающей низменности. Лабиринт в Кноссе также стоит на месте поселения его предков: невысокий курган Кефала представляет собой телль эпохи неолита и ранней бронзы. У Акрополя был свой Панафинейский путь, подъездная дорога для процессий; в Лабиринте была своя Царская дорога и свой Коридор процессий. Главное святилище Акрополя, Парфенон, содержало колоссальную статую богини Афины высотой 10 метров, инкрустированную слоновой костью и золотом и стоившую тысячу талантов; в Лабиринте также было просторное Святилище Великой Богини с большой статуей божества в одном конце. У Афины, которую изображал Фидий, за золотым щитом был наполовину спрятан питон; многие фигурки богинь в Кноссе держали змей. За южным парапетом Акрополя находился Театр Диониса, место, предназначенное для религиозных драм; в Кноссе эту публичную церемониальную функцию выполняли Театральная площадь, а также Западный и Центральный дворы. Храмы и открытые пространства Акрополя были украшены множеством статуй, разных рельефов и живописных изображений; стены Лабиринта были столь же щедро украшены фресками.

Очевидно, было бы неразумно слишком углубляться в параллели и придавать им слишком большое значение. Минойский Крит ок. 1600 г. до н. э. и классическая Эллада в V веке до н. э. были двумя совершенно разными местами, но в афинском Акрополе есть отголоски кносского Лабиринта."

Здесь можно ещё добавить, что с начала VI тысячелетия до н. э. пеласги обитали в пещерах скал Акрополя, а в случае приближающейся опасности поднимались на его вершину. И, в общем, они жили на Акрополе примерно до 1100 года до н. э., пока греки не изгнали их [1]. Очевидно, на самой вершине Акрополя было место поклонения богини, возможно, Эвриномы — богини всего сущего в религиозных представлениях пеласгов. Как говорится, свято место пусто не бывает, и при греках место Эвриномы заняла Афина.

Если кто-нибудь задумал бы сопоставить эту многовековую традицию с российскими реалиями, то ему потребовалось бы найти какое-нибудь скифское или сарматское святилище, которое продолжало бы функционировать при древних славянах. Например, Трёхостровское святилище эпохи позднего бронзового века.

Трёхостровское святилище

Говорят, В середине земляного круга правильной формы в древние времена возвышалась пятиметровая печь, которая без устали трудилась многие века. Её дно и стенки были выложены белым камнем, а сам цилиндр, служивший жерлом печи, был открыт и напоминал широкую трубу. Заполнив печь дровами, жрецы насыпали сверху известняк и булыжники, а затем поджигали поленья, отчего они не горели, а тлели, распространяя по всей округе облака тёмного дыма.

Интересно, что именно таким образом делают копчёную рыбу.


Известно, что
 трупы царей, обнаруженные в шахтных могилах в Микенах, были "опалены", очевидно, для того, чтобы высушить и сохранить их. В 24-ой книге "Илиады" нам сообщается, что труп Гектора оставляли на 22 дня, прежде чем его сожгли на костре. Тело Гектора было описано как "свежее, как роса", по крайней мере, через 12 дней после его смерти. В 24-й книге "Одиссеи" сообщается, что тело Ахилла аналогичным образом хранилось 18 дней. Тут кажется разумным предположить, что для сохранения тел от разложения использовалось бальзамирование или какой-либо другой процесс. Поскольку мясо и рыбу можно легко сохранить путём копчения на огне, нет причин, по которым этот метод не мог бы использоваться для консервации человеческих трупов.

Возможно, именно такого рода "консервацией" занимались жрецы Трёхостровского святилища. И вот, чтобы сделать вполне уместное сравнение с афинским Акрополем, где непрерывно осуществлялось поклонение Богине на протяжении нескольких тысяч лет, надо допустить, чтобы практика "консервации" трупов сохранялась в донских степях до крещения Руси.

---------------------------------------------------------------------------

[1] Некоторая часть пеласгов под натиском греков в XII–XI вв. до нашей эры выселилась на о. Крит, где они уже жили раньше, и далее в Палестину.

Комментариев нет:

Отправить комментарий