09 апреля 2025

Крито-минойские бетили.

Родни Каслден пишет: "Артемида Эфесская, которой греки поклонялись примерно с 600 г. до н. э., была божеством эпифаний, то есть она обычно была невидимой, но могла появляться, чтобы верующие могли видеть и почитать её. Кибела тоже обычно была невидима, но иногда она проявлялась в каменном столбе, окружённом львами... Здесь существуют тесные связи с минойской богиней...".

Каменная колонна в гробнице в Арханесе, Крит.

Исследовали говорят, что такого рода колонны ничего не подпирали и были конструктивно излишними; видимо, они выполняли какие-то ритуальные функции.

Фото столба с вырезанными символами лабриса

Здесь можно вспомнить и про Львиные ворота в Микенах.

Львиные ворота.

Реконструкция

Колонна на Львиных воротах в Микенах словно "выворочена" греками из Лабиринта в Кноссе.

Реконструкция Западного входа в Лабиринт.

Оригинал на крито-минойской фреске.

Ну, это ещё один довод в пользу трактовки Лабиринта как храма Богини. Как строительство аэродромов предполагает наличие авиации, точно так же и в этом храме всё было устроено для эпифаний (богоявлений).

Сцена эпифании на минойской гемме (оттиск).

Здесь, на этой гемме, мы как раз можем видеть парящую в воздухе фигурку (духа? ангела? божества?) рядом с колонной. 

Кстати, справа от колонны мы можем видеть некое строение, напоминающее горное трёхчастное святилище. Так вот, у тех святилищ тоже имелись свои колонны.

Трёхчастное святилище, изображённое на миниатюрной фреске, найденной к кносском Лабиринте.

Имелись две колонны и в притворе Храма Соломона — Первого Храма в Иерусалиме. В св. Писании сообщается, что столбы Боаз и Яхин строил Хирам, «сын одной вдовы» и медника, жителя Тира (3 Цар. 7:14).

Если уж мы завели речь про Финикию, нельзя пройти мимо мифа об Осирисе и Исиде. Ибо именно к финикийскому городу Библ (Библос) волны прибили саркофаг с запечатанным в нём Осирисом. На этом месте выросло дерево кедр и оплело своими корнями ящик. Из этого дерева местный финикийский царь Мелеккарет приказал изготовить колонну для своего дворца. Исида каким-то "шестым чувством" нашла эту колонну и, оставаясь неизвестной, стала кормилицей царского сына. В знак благодарности финикийскому царю Исида по ночам выжигала на огне его смертную плоть [1], а сама, превращаясь в ласточку, вилась вокруг столба. Однажды это увидела финикийская царица, мать царевича. Исида раскрыла свою идентичность,
изъяла саркофаг из колонны, а колонну оставила как реликвию финикийским царям.

Очевидно, здесь мы имеем дело с тем феноменом, который называется словом бетиль (см.: Чёрный камень Киприды и Тайна бетилей. В православии имеется толкование иконы как "окна в горний мир", или, наоборот, "изливания мира горнего в наш мир, мир дольний". Скорее всего, та же метафизика заключена и в камнях, которые именуются бетилями. 
---------------------------------------------------------------------------
[1] Сюжет, тождественный поступкам Деметры в Элевсинском мифе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий