Родни Каслден пишет: "Артемида Эфесская, которой греки поклонялись примерно с 600 г. до н. э., была божеством эпифаний, то есть она обычно была невидимой, но могла появляться, чтобы верующие могли видеть и почитать её. Кибела тоже обычно была невидима, но иногда она проявлялась в каменном столбе, окружённом львами... Здесь существуют тесные связи с минойской богиней...".
![]() |
Каменная колонна в гробнице в Арханесе, Крит. |
Исследовали говорят, что такого рода колонны ничего не подпирали и были конструктивно излишними; видимо, они выполняли какие-то ритуальные функции.
![]() |
Фото столба с вырезанными символами лабриса |
Здесь можно вспомнить и про Львиные ворота в Микенах.
![]() |
Львиные ворота. |
![]() |
Реконструкция |
Колонна на Львиных воротах в Микенах словно "выворочена" греками из Лабиринта в Кноссе.
![]() |
Реконструкция Западного входа в Лабиринт. |
![]() |
Оригинал на крито-минойской фреске. |
Ну, это ещё один довод в пользу трактовки Лабиринта как храма Богини. Как строительство аэродромов предполагает наличие авиации, точно так же и в этом храме всё было устроено для эпифаний (богоявлений).
![]() |
Сцена эпифании на минойской гемме (оттиск). |
Здесь, на этой гемме, мы как раз можем видеть парящую в воздухе фигурку (духа? ангела? божества?) рядом с колонной.
Кстати, справа от колонны мы можем видеть некое строение, напоминающее горное трёхчастное святилище. Так вот, у тех святилищ тоже имелись свои колонны.
Имелись две колонны и в притворе Храма Соломона — Первого Храма в Иерусалиме. В св. Писании сообщается, что столбы Боаз и Яхин строил Хирам, «сын одной вдовы» и медника, жителя Тира (3 Цар. 7:14).
Если уж мы завели речь про Финикию, нельзя пройти мимо мифа об Осирисе и Исиде. Ибо именно к финикийскому городу Библ (Библос) волны прибили саркофаг с запечатанным в нём Осирисом. На этом месте выросло дерево кедр и оплело своими корнями ящик. Из этого дерева местный финикийский царь Мелеккарет приказал изготовить колонну для своего дворца. Исида каким-то "шестым чувством" нашла эту колонну и, оставаясь неизвестной, стала кормилицей царского сына. В знак благодарности финикийскому царю Исида по ночам выжигала на огне его смертную плоть [1], а сама, превращаясь в ласточку, вилась вокруг столба. Однажды это увидела финикийская царица, мать царевича. Исида раскрыла свою идентичность,
изъяла саркофаг из колонны, а колонну оставила как реликвию финикийским царям.Очевидно, здесь мы имеем дело с тем феноменом, который называется словом бетиль (см.: Чёрный камень Киприды и Тайна бетилей. В православии имеется толкование иконы как "окна в горний мир", или, наоборот, "изливания мира горнего в наш мир, мир дольний". Скорее всего, та же метафизика заключена и в камнях, которые именуются бетилями.
---------------------------------------------------------------------------
[1] Сюжет, тождественный поступкам Деметры в Элевсинском мифе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий