24 июля 2022

Свободные тувинки.

А.В. Адрианов, говоря о семейно-бытовых традициях тувинцев в своём этнографическом обзоре, подготовленном им после экспедиции в Туву (1881 г.), особо отмечает, что «женщины пользуются здесь самостоятельностью» [1]. По-видимому, не случайно в 1903 г. в докладе закрытого заседания комитета географического общества в Иркутске, посвящённого итогам этнографических экспедиций в Туву, было сказано, что «…у восточных сойотов найдены остатки архаической коммуны, следы матриархата…» [2].

В научных целях побывавший в Туве в конце XIX в., Ф.Я.Кон писал в своём отчете, что «одной из характернейших особенностей сойотов было их отношение к женщине. Во многих сойотских посёлках мне приходилось видеть юрты, в которых жили взрослые девушки, каждая в отдельной юрте». Далее сей факт исследователь объясняет тем, что «это делалось для того, чтобы девушка могла свободно располагать собой…».

тувинка

Я, конечно, могу и ошибаться, но проживание молодой девушки в отдельной юрте может быть связано с т. наз. "гостевыми браками". Я думаю, что если бы у нас девушки проживали не с родителями, а в отдельных квартирах, возле их дверей на лестничных площадках круглосуточно "дежурили" бы толпы мужиков. 

Гостевые браки, как у древних японцев, может быть, имели место быть, но только не беспорядочные половые связи. Ф. Я. Кон поясняет: «Меня поражало всегда, как тонко сойоты разбирались в следующем вопросе. Девушек, имевших связь с мужчинами в расчёте на материальное вознаграждение, проще говоря, проституирующих, сойоты до того презирали, что о том, чтобы такая девушка могла выйти замуж, не могло быть и речи [3]. В итоге он констатирует: «У тувинцев к продажным отношение брезгливо-презрительное» [4].

Представляют интерес сведения о правовом положении вдов, которое никак нельзя назвать ущемлённым. Так, согласно обычаю, по мере подрастания детей отец выделял каждому часть имущества, кроме младшего, который получал всё, что оставалось в момент смерти отца. Если в это время мать была жива, оставшееся наследство переходило в общее владение матери и младшего сына, причём мать и сын свободно распоряжались этим имуществом [5]. Существенное уточнение, относящееся непосредственно к правам женщин в тувинской семье, вносит материал, хранящийся в Красноярском архиве. Речь идёт о докладе учителя Верхне-Усинской школы, (к сожалению, фамилия его не указана), посвящённому «описанию жизни народностей сойотов» (1915 г.): «После смерти отца сыновья делят наследство поровну и незамужние дочери получают равную часть. Мать держится в большом почёте, пожалуй, больше, чем отец» [6].

Всё человечество можно разделить на тех, которые живут под государственным "игом", и тех, которые живут на свободе. (В скобках заметим, что ещё 500 лет назад в большинстве частей света государств не существовало, более того, не существовало никогда.) Так вот, что интересно: как правило, у свободных народов - и женщины свободны, а у закрепощённых - и женщины крепостные.

(Использован материал из статьи З.В. Анайбан "Историко-архивные источники о положении женщины-матери в традиционной тувинской семье".)
 

------------------------------------------------------------------------------

[1] Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. по поручению Императорского Русского географического общества сотрудником А.В.Адриановым // Записки Императорского Русского географического общества. СПб. Т.11. 1886.

[2] Кон Ф.Я. За 50 лет. Экспедиция в Сойотию. М. 1934. Т.3. С.284.

[3] Кон Ф.Я. Указ. соч. С.134.

[4] Там же. С.129.

[5] Там же. С.137.

[6] Красноярский архив. Фонд 217 – Среднесибирский отдел Русского географического общества. Опись 2. Дело 51. С.53.

Комментариев нет:

Отправить комментарий